ЕпископуГурию
16 февраля 1895.Кронштадт
Настоятелькронштадтского собора, февраля 16 дня 1895 г. Кронштадт. Его Преосвященству,Гурию Епископу Самарскому.
Честь имею почтительнейше ответить на Ваше комне отношение от 30 января, сего года за № 1642.1Преосвященнейший! Удивляюсь хитрости и коварству злоначального змия, сеятелямногоразличных плевел в роде человеческом, как он неусыпно старается извратить истинную,правую и спасительную веру нашу и обратить ее в повод ко вреду неразумным исуемудренным, ищущим своей хотя печальной и вредной известности, а не истинногопознания Божия и славы Божией и спасения ближнего. Видит Бог, что я нималейшего повода не подал крестьянке Клипиковой к тому, чтобы она признаваламеня за Христа, — меня человека грешного и немощного. Благодать Божия идолговременное служение в сане священническом2, сопредшествовавшим высшим образованием богословским3 — такукрепили меня в истинной вере и в сознании моей немощи и греховности и всодействии мне непрестанно силы Божией, что я никогда не мыслил о себе высоко,а признавал себя тем, что я есмь — “немощным и грешным паче всех”. Удивляюсьнелепости, бессмыслию и грубости означенной женщины, — и вот я ныне же обличаюее и слушающих ее настоящим письмом в безумстве, нелепости и пагубе ученияКлипиковой, как невежественной бродяги, безграмотной и бессмысленной. Утверждаюпред всеми, что несть иного имени под небесем, о нем же подобает спастися,кроме Имени Иисуса Христа, которым и я непрестанно спасаюсь и побеждаю грех исупостата диавола, а Иисус Христос пребывает на небеси и сидит одесную БогаОтца и всегда невидимо пребывает с верными своими в церкви своей на земли, поЕго обетованию: “се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века4”. — И “аще мы или ангел с небеси благовестит паче, нежелиблаговествуем, анафема да будет5”. Если найдете, ВашеПреосвященство, полезным и нужным огласить в печати это обличительное писаниемое касательно Клипиковой, — прикажите его напечатать в епархиальных илигубернских ведомостях, пусть все, кому нужно ведать, знают, что я человекгрешный, но живущий, очищаемый, освящаемый и руководимый непрестанно благодатиюХристовою ради благодати священства, на мне почивающей — и во мне действующей,по вере и усердию моему, и да умолкнут все суемудренные и невежды, неведующиени яже глаголют, ни яже утверждают”.
ВашегоПреосвященства смиренный послушник
ПротоиерейКронштадтского Собора Иоанн Сергиев.
Печатается по: СамарскиеЕпархиальные ведомости. 1895. № 6. Часть официальная. С. 61-62.
1 В своем официальном обращении к о. Иоанну Преосвященный Гурий просил егопопытаться прекратить распространяемое крестьянкой Е.Клипиковой еретическоеучение. В ноябре 1894 г. приходской священник слободы Александрова ГаяНовоузенского уезда довел до сведения епархиального начальства, что егоприхожанка Екатерина Клипикова по возвращении из Кронштадта сталараспространять среди своих односельчан нелепые мысли о протоиерееКронштадтского Андреевского собора. “Настоящий о. Иоанн, - утверждала она,давно скрылся и теперь это уже не о. Иоанн, а сам Христос, пришедший на землюво плоти, чтобы наставлять развращенный род человеческий”. Клипикова говорила,что “… лице о. Иоанна изменяется: видимо бывает в трех видах, что означаеттроичность в нем лиц божества”. Передавала она также, что о. Иоанн уже былвызываем на суд перед Св. Синодом, и на запрещение именовать себя Спасителем,ответил: “Они (приходящие к нему), как малые дети, по вере своей называют менятем, что я есмь; но если они умолкнут, то камни возопиют” – Самарские ЕВ. 1895.№6. Часть офиц. С.60-62.
2 О. Иоанн служил в сане священника с 1855г.
3 Имеется в виду учеба в СПб Духовнойакадемии (1851-1855).