Игумении Таисии
7 марта 1895.Кронштадт
Возлюбленная о Христеи благоговейная
Матушка Таисия!
Получил яписьмо твое, в коем ты спрашиваешь меня о состоянии моего здоровья и междупрочим высказываешь, что путем этой физической болезни я могу хотя несколькоотдохнуть духом от натиска людей с их мелочами. Скажу тебе на это: болезнь моянастолько трудна, что доставляет мне одно сплошное, постоянное, тяжкоестрадание, вызывающее нередко даже стоны. Я не имел покоя дней 8
1) Радуюсь,что живее ощущаешь в сердце Бога и получаешь от Него осияние души твоей,омрачаемой житейскими заботами, печалями и скорбями. “Предзрех Господа предомною выну, яко одесную мене сесть, да не подвижуся2”.
2) По второмупункту правду говоришь ты, и благодари Бога за крест. Не унывай от того, что нетворишь или не исполняешь молитвенного правила. Труды твои вместо правилаГосподь вменит тебе, но без молитвенного правила памятуй всегда Бога и имей духсокрушенный и сердце смиренное, моля о прощении грехов и о даровании сердцачистого и духа правого. Самомнение — в сторону; говори: “раба неключимаесмь, яко еже должна бых сотворити, — сотворих3”.
3) Твоидуховные литературные занятия не только не греховны, но и полезны, лишь бы онине отвлекали тебя от важнейших дел, от единого на потребу. Помни, что надотвердо обосновываться во всех своих произведениях на Св. Писании и Св. Предании
4) Врагнесомненно коварствует над тобою, как и над всеми нами во время молитвы; нопротивься ему, и убежит от тебя. “Непрестанно молитеся5”,говорит Апостол. “Молитеся и не стужайте си6”,говорит Спаситель.
5) Где видишьзло, особенно угрожающее всему обществу, непременно обличай и говори. Если самабессильна — скажи сильным, помня, что, если не скажешь, то на тебе останетсягрех, воспоследующий от этого зла: знала, а не сказала; могла предотвратить — ине сделала нужного к сему. Зло везде и всегда надо искоренять, а добронасаждать.
Эту неделюедва ли выйду для служения. Нога еще болит — забинтована. Хотелось бы и самомупослужить, причаститься. Вторую неделю — без хлеба Жизни и чаши спасения.Исповедывать и причащать народ на этой неделе не буду. Кланяюсь тебе и сестрам.Орнатским
ПротоиерейИоанн Сергиев.
Марта 7-го 1895 г.
Печатаетсяпо: Письма о. протоиерея Иоанна к ... Игумении Таисии. Спб., 1909. С. 9-10.
1 Первое сообщение о болезки о. Иоанна появилось в газете “Кронштадскийвестник” 1 марта: в заметке “Болезнь о. Иоанна” говорилось, что
2 Пс. 15.8.
3 Лк. 17.10.
4 В 1892 г. был опубликован уже 2-ой выпуск “Духовных стихотворенийигумении Таисии, настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря”(СПб, 1893). В рецензии на него , опубликованной в “Прибавлении к церковнымведомостям” (1893.№29), Н.Кутепов писал: “Основная мысль, которая проникаетпочти все стихотворения, это – сознание беспредельной зависимости от ВсевышнегоТворца, своей ничтожности и греховности пред Ним, пламенная надежда намилосердие и всепрощающую милость Божию. Некоторые из стихотворений <…>суть выражения личных чувств игумении Таисии и написаны по поводу частныхобстоятельств жизни и деятельности в должности настоятельницы Леушинскогомонастыря. Другие стихотворения <…> написаны на темы, взятые автором изСвященного Писания Ветхого и Нового Завета, книг богослужебных и Четиих-Миней.Эти стихотворения сравнительно с прочими могут быть названы лучшими по своейназидательности, теплоте и живости чувства <…> Со стороны техникистихосложения стихотворения игум. Таисии, за немногими погрешностями в размерестиха, являются правильными и звучными”. – Прибавления к Церковным ведомостям.1893. №29. 17 июля. С.1085).
5 1 Фес. 5.17.
6 Лк. 17.10.
7 Вероятно, о. Иоанн передает поклон о. Иоанну и А.С.Орнатским (см. письмомонахине Флорентии от 25 июня 1894 г. ипримеч. к нему), жившим недалеко от храма Леушинского подворья, на Бассейнойулице в д.25.