Игумении Варваре
24 июня 1900.<Холмлгоры>
Дорогая МатушкаВарвара!
Дорогие сестры воХристе!
Мир вам иблагословение Божие. Пишу вам первое письмо из Холмогор. Опишу вам, как мыплыли из Суры до Холмогор. Вам уже сообщено, вероятно, нашими соплавателями доВерколы, по скольку часов мы стояли на мелях, не доходя до Лавелы, и потом,прошедши немного Лавелу, пред деревнею Репище, — и с какими неимовернымиусилиями снялись с мели: от 5-ти до 6-ти часов пытались сняться с песков;
ПротоиерейИоанн Сергиев.
24 июня 1900 г.
Печатается по: ЦГИА (С.-Пб.). Ф.2216. Оп. 1. Д. 14. Л. 314-315.
Впервые: КП. 1913. № 41-42. С.716-717.
1 Плаванье пароходов по Пинеге былозатруднено вследствие большого числе песчаных порогов (по местному названию“заструг”). Наиболее благоприятнымвременем для путешествия по реке являлось время весеннего подъема воды, ккоторому о. Иоанн обычно и приурочивал свою поездку.
В 1900 г. путешествие вСуру пришлось отложить на середину июня, чтобы вновь устраиваемая там женскаяобитель имела возможность подготовиться к открытию. Этот переход на пароходевообще стал возможен потому, что в начале июня пошли дожди и вода поднялась, ноиз-за установившейся в середине месяца жаркой погоды река быстро обмелеласнова.
2 2 Петр. 1.10.
3 Ходатайство о переименовании Сурскойженской общины в монастырь было послано епархиальным начальством в Св. Синод13июля 1900 г.В нем говорилось:
“Настоятель КронштадтскогоАндреевского собора протоиерей ИоаннСергиев, посетив ныне учрежденную указомСв. Синода от 30 октября 1899 г. за №6877, в селе Суре Пинежского уезда женскуюобщину, сообщил мне, что он был приятно поражен ее быстрым преуспеянием как поотношению построек, так и тем более по благоустройству внутреннему: прекраснымстройным пением сравнительно небольшого хора, осмысленным и правильным чтениемв церкви, знанием певчими церковного устава, нахождением среди малочисленногосостава сестер опытных и достаточно обученных для каждого нужного в обителидела, как-то: ризничей, свечницы, просфорни, трапезницы, поварки, не говоря ужео различных отраслях рукоделий и проч. Внутренний характер общежития носитотпечаток трудолюбия и послушания и других принадлежностей монастырской жизни.<…>По внешнему отношению обитель в настоящее время имеет грандиозный прекрасныйдвухэтажный деревянный крытый железом корпус, вмещающий до 20 просторных келий <…>, церковь, хотя и домовая, но весьма просторная двухсветная, светлая, стрехъярусным иконостасом, при ней ризница и диаконик, над церковью большойосьмигранный купол <…>. Для поддержки названной обители строится вС-Петербурге подворье, несомненно имеющее доставлять в монастырь достаточноеобеспечение”. На основании всего вышесказанного преосвященный Иоанникийходатайствовал о переименовании общины в “женский Иоанно-Богословский монастырьс назначением в оный штата причта из священника и псаломщика”. – РГИА, ф.796,оп.181, д.1798, л.1-2 об.
4 О. Иоанн прибыл в Архангельск 25 июня исовершил Литургию в кафедральном соборе. 26 июня он подал прошение вАрхангельскую Духовную консисторию о назначении для сурскойй общиныблагочинного, духовника и постоянного священника. Резолюцией от 26 июняБлагочинным сурской общины был назначен иеромонах Иларион, настоятельВеркольского монастыря, духовником – иеромонах Иоанникий. А с 1 июля 1900 г.диакон Сурского прихода Пинежского уезда Георгий Маккавеев был определен вСурскую Иоанно-Богословскую женскую общину на священническое место. – ГААО,ф.310, оп.1, д.1 А, л.13, 20-20 об.
5 Игум Таисия привезла в Суру первых насельницбудущего монастыря (см. примеч.2 к письму от 28 мая 1900 г.) и покинула родинуо. Иоанна вместе с батюшкой 20 июня. Процитированное выше ходатайство,вероятно, входило в число документов, составленных игум Таисией на пароходе.