Закрыть окноЕ

Е.Д. Шаховской

26 сентября 1888. Кронштадт

 

Кронштадт, 26сентября 1888

 

Ваше Сиятельство, сердечно уважаемая княгиняЕлисавета!

 

Получил Ваше письмо и с сердечнымсочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за Ваше посильное содействиек утверждению православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать1 на благо народа и во Славу Божию. Вы просите у Бога чудадля успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам илатышам. Бог есть Бог чудес во все времена. Он сотворил и сотворит чудеса вВашем Братстве2 и утвердит Ваше дело до конца. Имею честьприслать на нужды Общества 3двести рублей4.

Сердечно Вам кланяюсь, княгиня,

Ваш покорный слуга и Богомолец,

Протоиерей Иоанн Сергиев.

 

Печатается по: КП. 1999. № 1. С. 239-240.

Автограф: ЦГИА РФ. Ф. 812. Оп. 1. Ед. хр. 255. Л.791-94 (?).

 

Письмо о. И. является ответом наследующее письмо Е.Д. Шаховской от 13 сент. 1888 г.:

 

13 сентября 1888 г.

 

Глубокочтимый Отец Иоанн,

 

Ваше имя и Ваши дела слишкомизвестны, чтобы мне нужно было в многих словах объяснять Вам, зачем я — Вамнеизвестная — решилась обратиться к Вам. Чуда прошу я у Вас — не для себя илиблизкого мне другого человека, а для дела, которое очень люблю, но ежеминутночувствую, насколько силы мои слабы и есмь несовершенна в служении ему.

Имя мужа моего, князя Сергея Влад.Шаховского Вам, кажется, известно, тем более, что Вы встречались с ним у В.К.Саблера и встреча эта останется неизгладимым благодарным воспоминанием длякнязя. Богу было угодно наставить его на служение отечеству с целью теснейшеговоссоединения России с ее Балтийской окраиной, наветами вражескими очень легкоеще отторгаемой от нее духом иноземным, нам несвойственным. Рядом с изданиемновых законов, с различными реформами в области управления Краем, необходимоему было заботиться о том, чтобы дух русский, дух Православия и дела братскойлюбви относительно эстонского народа не оскудевали, а росли все с большею силойи теснее связывали с нами заброшенное здешнее сельское население крепкими узамибратства и уважения. Между прочим, в этой области и мне он отвел уголок длядеятельности и поручил совместно с моей доброй наставницей в Православии иверным другом — матерью Марией, игуменией костромского Богоявленскогомонастыря, озаботиться устройством в одном из центральных для русского влиянияна сельское население пунктов, в Иевве, целого ряда благотворительныхучреждений, имевших возникнуть и расти под покровом Православной Церкви.

Трудно было начать это дело, ноименно в ту поездку князя в Петербург, когда он встретил вас у Саблера вдекабре 86 г., оно началось и растет с тех пор с неимоверной, чудеснойбыстротой: средства давались там, где их нельзя было ожидать, благоприятныеобязательства слагались сами собой, превосходя самые смелые надежды. Сколькораз я говорила: “если это удастся, то это будет чудо”, и чудо совершалось, ичем более чудеса совершались, тем дело росло быстрее, запросы егоувеличивались, прежние рамки становились тесными. Школа на 150 учениковстроится на земле, добровольно уступленной нам местным помещиком, от которогомы этого не ожидали вовсе; она будет готова к 1-му октября. Наша домоваяцерковь имеет уже постоянного священника, лечебница открыта, и больные со всейокруги за 70 верст притекают к нам в таком множестве, на которое мы сначалавовсе не рассчитывали. За персоналом, опытных в уходе за больными и в церковнойслужбе сестрах из Костромы — недостатка нет; запросы жизни и местной среды комне увеличиваются так быстро, что я теряю мужество и не могу рассчитывать насвои силы. Вижу, что необходимо теперь же открыть больницу с несколькимипостоянными кроватями, чтобы еще ближе ознакомить население с тою помощью в ихтелесных и душевных страданиях, которую может им дать русская православнаяОбщина, нужен врач постоянный, необходимо собрать под наш кров православныхэстонских сирот, разброшенных в крайней нужде по разным приходам; люди,соответствующие делу (что так редко), на все это есть, а наличные денежныесредства чрезмерно скудны для всего этого. Надо снова ждать чуда. И вот ввеликой моей душевной тоске и заботе обращаюсь к Вам: святой Отец, молитесь,чтобы была Воля Божия послать опять это чудо.

По поручению князя прилагаю присем две брошюры о Богородицкой горе, лежащей на 1/2 пути между Иевве иСыренцом, русским селом на Чудском озере, а также маленькую икону сизображением Успения, изготовленную в Москве в память прекрасного нашегопраздника 15-го августа. К сожалению, еще не готовы виды, снятые с Богородицкойгоры, и не существует у нас подлинного снимка с Пюхтицкой Иконы Успения: всеэто еще надо сделать. Будем просить выслать из Костромы искусную в иконописисестру. Отчет за 1887 г. и Устав нашего Иеввенского отделения ПрибалтийскогоБратства даст Вам понятие о тех основаниях, на которых начато наше делосближения с эстонским населением. Еще раз молю Вас о помощи ему.

Пользуюсь случаем, чтобы проситьВас за литургией вынуть части за здравие Сергия и Елизаветы и сродников их, атакже отца моего раба Божиего Димитрия.

С глубоким благоговейным чувствомиспрашивая Ваше благословение, пребываю Ваша покорная слуга

Е.Ш., рожд. гр. Милютина.

 



1 Князь С.В.Шаховской, муж Е.Д.Шаховской,был губернатором Эстляндии.

2 Православное Прибалтийское братство.

3 Иеввенское отделение ПравославногоПрибалтийского братства принимало активное учатие в становлении Пюхтицкогоправославного прихода, учрежденного в 1885 г. распоряжением Св.Синода, “дабыоградить Пюхтицкую святыню (Чудотворную икону Пресвятой Богородицы) отинославных посягательств”.

4 Первое денежное пожертвование о. Иоанна наоснование Пюхтицкой обители на Богородицкой горе в Эстонии относится к 1887 г.В 1991 г., когда Пюхтицкий православный приход был преобразован в Успенскуюженскую общину, о. Иоанн лично молитвенно благословил новое достояниеПравославной церкви.

Сайт управляется системой uCoz