Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев)
Оглавление Публикуется по материалам брошюры «Добрый Пастырь» изд. Александро-Невской Лавры СПб 1994
Краткое жизнеописание Ивана Ильича Сергиева (Иоанна Кронштадтского) устами его современника
БиографияДень Детство Первые шаги ЗаконоучительствоПроповедничество Подвижничество

Законоучительство о. Иоанна Кронштадтскаго.

С 1857 года началась деятельность о. Иоанна, как законоучителя. Сначала он давал уроки в кронштадтском уездном училище, а с 1862 года в кронштадтской гимназии. Нечего и говорить, что все воспитанники этих заведений не менее духовных его детей любили своего добраго, ласковаго, благочестиваго наставника и «батюшку». Он не ставил «двоек», не резал на экзаменах, не задавал уроков, а вел только в часы своих уроков «беседы», и эти беседы остались неизгладимыми в памяти учеников на всю жизнь.

– Уроки о. Иоанна рельефами запечатлевались в нашем юном мозгу, – говорил впоследствии директор Х-ской гимназии г. Ф., бывший в числе первых учеников кронштадтскаго пастыря.

И действительно, на публичных экзаменах ученики о. Иоанна отвечали по Закону Божию все прекрасно, так что между ними было первых и последних.

Талант преподавателя составлял одну из особенностей богатой натуры необыкновеннаго священника; его уроки ожидаются учениками, как редкое праздничное удовольствие; его слушают, затаив дыхание, следя за каждым движением и выражением его ясных голубых глаз, в которых столько свету и блеску, что, кажется, они все вокруг себя озаряют. «Батюшке» не надо повторять сказаннаго, и во всем классе не найдется ни одного мальчика, который бы не понял или не слышал его; спросите любого, внезапно прервав урок, и он сам повторит все до мельчайших подробностей. Случалось, директор обращал внимание законоучителя на заведомо лениваго или дурного ученика, просил его заняться мальчиком, но о. Иоанн не узнавал у себя в классе этого аттестованнаго ленивца, да и сам директор, присутствуя на уроке Закона Божия, дивился происшедшей перемене. О наказаниях учеников о. Иоанн не думает; не потому, чтобы он слишком был снисходителен, а потому, что сами ученики считали самым большим для себя наказанием, если «батюшка чем-то недоволен». И они примут все меры, лишь бы снова видеть улыбку и удовольствие на добром лице своего законоучителя.

Дети, ученики школ, видели в отце Иоанне истиннаго «отца», строгого и добраго, ласковаго и взыскательнаго, Его уроки были скорее удовольствием, отдыхом, чем обязанностью, работой. Это не сухое учение, а живая беседа, увлекательная речь, интересный разсказ.

***

О. Иоанн поучал своих учеников меткими и короткими изречениями, из которых многия остались до сих пор в памяти гимназистов.  Вот некоторые.

 

– Когда молишься, помни всегда, что ты беседуешь с Богом, Отцом щедрым всякаго утешения, неизменяемым, неутоляющимся нашими прошениями, и Который всегда бесконечно благ, премудр, всесилен, Коему по безконечной благости, премудрости и всемогуществу так всегда удобно исполнять твои прошения, как тебе легко помыслить об них и искренно пожелать их, как легко выговаривать слова прошений, и даже безконечно легче. Помни это и никогда не унывай на молитве.

– Помни, что сердечно и твердо веруя во Христа, спасемся в жизнь вечную. Помяни, как Св. Церковь из верных своих последователей никого не погубила, а всех спасла благодатью Божиею. Дела Спасителя и Церкви над верующими говорят сами за себя. – Дела сомнения и неверия в душе человека, убивающия его душу и тело, говорят также сами за себя.

– Нет ничего ближе к нам Бога. Он – Бог сердец, а сердце, в свою очередь, всего к нам ближе; это существо наше, сущность наша.

– Говори и делай всякую правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости и нерешительности. «Не даде бо нам Бог Духа боязни, но силы и любве». Господь наш есть Господь сил.

– Научись вспоминать и произносить имя «Бог» всегда с великою верою, благоговением, любовью и благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно.

– На молитве нужно искреннее сожаление о своих грехах и искреннее раскаяние; – перечисляя грехи в молитвах означенные, говорить их, чувствуя сердцем, как бы свои собственные. – Еще нужно пламенное желание не согрешать теми же грехами впредь.

  Колокольный звон – зов на беседу с Богом, детей с Отцом, зов на явку пред Него.

– Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя.

– Уважай себя, как образ Божий: помни, что этот образ – духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, возстанавляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию; это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу.

– Научись подавлять свое сердце силою Имени Господня и своей воли в то время, когда оно больше всего страдает порывом самолюбия, когда оно готово всех и все разить и ломать.

– Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохраняешь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому.

– К молитве, пред иконами или, без них, нужно приступать всегда с полною надеждою на получение просимаго, например от скорби, душевной болезни и грехов, потому что и прежде тысячу раз получаема была явная милость от Господа или Владычицы, и не надеяться на получение просимаго или сомневаться в слышании молитвы было бы крайним безумием и слепотою.