Выборка из дневниковых записей
святого праведного Иоанна Кронштадтского
на тему: "Душа"
Удивительноесущество наша душа: ночью она, как малютка, оставленный самому себе его родителями, на коего они не обращают внимания,играет внешними предметами, поставляя их всамые странные, причудливые сочетания. Но в бодрственном состоянии, по пробуждении, когда око самосознания и рассудок, как родители на дитя, начинают обращать на нее свое испытующее внимание, она перестает, так сказать, забавлятьсяпричудливо окружающими предметами и из малютки делается существом умным, серьезным, сильным. Призывает пред себя людей, входит с ними в рассуждения; или рассуждает сама с собою, спрашивает, отвечает; или уносится воображением своим в тысячи мест самых отдаленных и противоположных;или же носится в ближайших местах, будучизанята какими-то собственными (Далее в рукописи следует слово, неподдающееся прочтению).видами, интересами. Как потому, что она — существо в высшейстепени деятельное и не может оставаться без дела какого бы то ни было, хоть глупого, так иоттого, что образ жизни, должность, склонности и занятия, привычки, страсти, какрычаги,движут ее способности. Итак, наша душа есть удивительнейшее существо: в некоторых случаях оно берет властительски сильный перевес над телом и ночью, по пробуждении, когдатело отдохнет, душа, как стремительныйпоток, вырывается из-под оболочки спавшихчувств и, как бурная и многоводная река, прикасается ко всему и все уносит с собою: со всяким порассуждает, со всяким заведет речь, так чтовесьма трудно заключить ее в пределы умеренностиили заставить успокоиться, хотя бы ночью.
Да будет око ума твоего всегда устремлено нарассмотрениесостояния твоей души. Наблюдай: тиха ли она и покойна, как величественнаярека, ровно текущая в своих берегах, или волнуется и бурлит, как свирепоеморе, от бурных страстей. В первом случае радуйся и благодари Бога, а во втором — старайсяуничтожить причину волнения.Если ты при благодати Божией привык видетьвожделенное спокойствие в душе своей, то тебе легко заметить, чтопричиною твоего возмущения. Стоя на берегуреки, спокойно, тихо текущей в берегах своих, ты легко можешь заметить, что взволнует ее: ветер ли, вещество ли какое, брошенное на ее поверхность, рыба ли, играющая в воде, судно ли, плывущее в воде, или что другое. То же и в душе. Если она, быв доселеспокойна, вдруг возмущается, сейчас обрати внимание — и ты увидишь, что ее возмущает. А чаще всего возмущает ее лукавый: он терпеть не может душевного спокойствия и потому сейчас старается возмутить спокойную душу. Везде он действует и сам непосредственно, но особенно чрез страсти наши. И это как наяву, так и во сне.
Жизнь твоя духовная, видимо,разделяется на два резко различающиеся между собою состояния: на состояниемира, радости, широты сердечной и на состояние скорби, страха и тесноты души.Причиною первого состояния всегда бывает согласное действованиедуши моей с законами Творца, а причиною последнего - нарушение Его святыхзаконов. Я всегда могу примечать и действительно примечаю начало того и другогосостояния; в сознании моем всегда бывает то и другое. Потому всегда бывает так,что уничтоживши начало, от которого произошло состояние скорби и тесноты,уничтожаешь и следствие, т.е. самую скорбь и тесноту душиВера вбытие Божие тесно связана с вероюв бытие собственной души, как части мира духовного. Душе благочестивой бытие Божиетак же очевидно, как собственное бытие, потому что с каждою мыслию доброю или недоброю, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце- спокойствие или беспокойство, радости или скорби - и это вследствие действия нанее Бога духов и всякия плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнцев капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее, тем тусклее, - так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души отражение прекращается идуша остается в состоянии мрака духовного, в состоянии бесчувственности; человекимеет очи и не видит, имеет уши и не слышит. Еще Господь Бог в отношении к нашейдуше - то же, что внешний воздух в отношении к ртути термометра, с тем различием, что расширение и стояние, повышение и понижение ртути бывает вследствие переменыв состоянии атмосферы, а там - Бог остается неизменным, вечным, вечно благим и праведным; душа же, изменяющаяся в отношениях своих к Богу, терпит перемены в себе, именно, она неизбежно расширяется, покоится в сердце вследствие приближения к Богу вероюи добрыми делами и неизбежно сжимается, беспокоится, томится вследствие удалениясвоего от Бога маловерием, неверием истине Божией и делами противозаконными.