Другие темы из дневника Иоанна Кронштадтского | Закрыть окно |
Не будь стольнесмыслен— <относительно> одной внешности. Она место существенное,пребывающее в ней, но скоро проходит у всякого человека, а люби в ней душу,привязанность к себе; ее деловитость и даровитость. То, что она не совсем хороша<?>*. Ну, если бы она в самом деле была нехороша, разве из-за этого можноее не любить. Разве она в этом виновата? Притом, ради ли себя или ради людей тыее не любишь в этом случае? Если ради себя, ты глуп, безрассуден: как может тебене нравиться лицо, когда ты знаешь ее прекрасную душу, многие похвальныекачества? Если ради людей, тоже глуп. Что за нужда до нее людям, да и тебе доних, до их пересудов? Да они и не могут сказать ничего справедливого в этомслучае в осуждение твоей жены.
Не засматривайся на красотулица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело - одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, - иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обесчестишь царя, поклонившись рабу его, а ему не воздав ни малейшей, ему подобающей, чести. Также - не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; иначе дух уничижим, а тело возвысим; потому что буквы - тело, а содержание книги - дух. Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, - слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, - оставь слушать, брось и тело и дух музыки.
Внутренний человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не связанный искушениями лукавого, выглядывает свободнее утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды. Все остальное время он покрыт почти непроницаемою тьмою; на его очах лежит болезненная повязка, скрывающая от него истинный порядок вещей духовных и чувственных. Ловите же утренние часы, это - часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы восстанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения, или когда разрешимся от этого смертного тела
И на молитве человек большею частою не сын свободы, а раб необходимости и долга. Взгляните на какого угодно человека, хотя бы на священника. Многие ли молятся с свободным, пространным сердцем, с живою верою и любовью?