Другие темы из дневника Иоанна Кронштадтского | Закрыть окно |
Благоухающие сосуды благодати, разумею— святые Божий, готовы к твоей пользе — уделить и тебе от избытка дарований своихпо молитве твоей. Отчего же ты не обращаешься к ним? Отчего не просишь их?Проситеи дастся вам (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9). Так, непременно просящему будет дано. Почемутак? Потому именно, что мы обращаемся с молитвою к Богу; а кто обращается к Богу, тот, верно, изменяется нравственно к лучшему, а таким-то Господь и дает дары Свои.
Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременносредства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твоеизнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чемпросил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете[Мф. 21, 22], и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимете.Аще имате веру, и не усумнитеся, еще говорит Он, то и горы можете переставлять[Мф. 21, 21]. Значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Дапросит же (каждый человек) верою, ничтоже сумняся, говорит Апостол Иаков...да не мнит сумняйся, яко приимет что от Бога. - Муж двоедушен неустроен во всехпутех своих [Иак. 1, 6 - 8]. Сердце, сомневающееся в том, что Бог может дароватьпросимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения.Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший насебе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение - хула на Бога, дерзкаяложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитойзмеи, или нет, - что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания.Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да,ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! [cр. Мф. 9, 28] И тогдабудет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение:я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, нефантастического блага, а все существующее - от Бога получило бытие, потому что безНего ничтоже быстъ, еже бысть [Иоан. 1, 3], и, значит, ничто и не бывает безНего, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущениюбывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, -и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того. Он нарицаети не сущая, яко сущая [Рим. 4, 17]; значит, если бы я просил и не сущего, Онмог бы мне дать, сотворив его. 2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное- возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделатьдля меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашумешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений,умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путямидоходит до истины: вера - средство сообщения духа с духом, а рассудок - духовно-чувственногос духовно-чувственным и просто материальным; та - дух, а этот - плоть.
Наша надежда на получение просимого во время молитвы основываетсяна вере в благость и щедроты Божии, яко Бог милости и щедрот и Человеколюбец есть, и при этом мы вспоминаем о прежних бесчисленных опытах благости и милости как надругих людях (в Св. Писании и в житиях святых), так и в нас. Потому для успеха молитвынадобно также, чтобы молящийся уже получал прежде просимое и твердо веровал в этосердцем. Часто мы получаем по молитве своей просимое, особенно же ко спасению душнаших прошения; надо восписывать это прямо Господу, Его благодати, а не случаю какому-либо.Где можно дать место случаю в Царстве Вседержавного Бога? Без Него ничто по истинене бывает, как без Него ничтоже бысть, еже бысть [Иоан. 1, 3]. Многие не молятсяпотому, что им кажется, будто они не получили от Бога молитвою никаких даров, илисчитают молитву ненужным делом; Бог, говорят, все знает прежде нашего прошения,и забывают, что сказано: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзетсявам [Мф. 7, 7]. Наши прошения (молитвы) нужны именно для усиления нашей веры, котороюодною мы и спасаемся: благодатию бо есте спасены чрез веру [Ефес. 2, 8]; о жено, велия вера твоя [Мф. 15, 28]! Спаситель для того и заставил женщину усиленно просить, чтобы возбудить ее веру, усилить ее. Такие люди не видят того, что они не имеютверы - самого драгоценного достояния христианина, которое необходимо как жизнь,- что они лжа творят [1 Иоан. 1, 10] Бога неверием и суть чада диавола, недостойныеникаких милостей Божиих; что они - погибающие. Нужно также, чтобы сердце горелово время молитвы желанием благ духовных, любовью к Богу, ясно созерцаемому сердцемв Его крайней благости к человеческому роду и готовому слушать с отеческой любовьювсе его молитвы. Аше убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим,колъми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него [Мф. 7, 11]?
Другие темы из дневника Иоанна Кронштадтского | Закрыть окно |
Оглавление |