Оглавление книги "Мысли при чтении Святого Писания" Закрыть окно

МЫСЛИ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГИ БЫТИЯ

О ТВОРЕНИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

Гл.1, ст. 29. Вот начало твоей жизни с ее разнообразным множеством и свойствами. Благодари же всегда твоего Творца, питающего тебя от Своих щедрот и поддерживающего жизнь твою, между прочим, пищею и питием.

Гл. 3, ст. 7. И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша: и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания.

Вот начало человеческой одежды; посмотри, как она проста по своему началу и что заставило человека покрыть себя одеждою. Как мы уклонились теперь от этой первоначальной простоты в одежде и как изменилась у нас самая цель одежд: мы покрываемся ими не с тем, чтобы прикрыть наготу свою, а с тем, большею частию, чтобы украситься ею, пощеголять в ней. Чем же мы щеголяем? Повязкою на чреслах.

О ПАДЕНИИ

Гл. 3, ст. 19. ...возвратишися в землю, от неяже взят ecu: яко земля ecu, и в землю отыдеши. Вот тебе, неблагодарная тварь, наказание за то, что ты богодарованными тебе силами не умела поддержать себя в твоем достоинстве. Посмотри на твое начало: из земли, из грязи, из бездушной материи Бог создал какую дивную тварь, состоящую из прекрасного тела и еще прекраснейшей души, одаренной разумом и свободою. Вместо того, чтобы жить да благословлять и благодарить Бога и повиноваться Ему для своего же блага — вечного совершенства, человек забылся в своей красоте и в своем величии, тварь сама захотела быть Божеством. Хорошо видела она своим светлым умом, как совершен и велик Господь Бог; уста ее не произносили благословений и благодарности Творцу, она пошла прямо наперекор Ему: сделала то, что запрещено было делать под опасением смерти, и, увы, прекрасное создание — душа — едва не обречено было на вечное мучение, а сосуд души, сделанный руками Премудрого Художника, потерял навсегда то удивительное благообразие и ту прочность, какую имел он во время невинности первых людей, так что с течением времени он непременно разрушается, делаясь опять тем, из чего он сделан, разлагаясь на те составные начала, из которых состоит. Всякий человек и ныне, поживши на земле, сколько Бог пошлет жить, непременно наконец возвращается в землю, от неяже взят бысть. Что было бы с нами, если бы не восставил нас от нашего падения Господь Бог наш?

Гл. 4, ст. 9—12. И рече Господь Бог ко Каину: где есть Авель брат твой? И рече: не вем: еда страж брату моему есмь аз? И рече Господь: что сотворил ecu cue? глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли: и ныне проклят ты на земли, яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего от руки твоея: егда делавши землю, и не приложит силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли.

Посмотрите, как дерзко отвечает Каин Богу! Вот плод греха: он произвел в душе бедного Каина страшную бурю и возмущение, так что она бурлит пред лицем Самого Бога. Я так и вижу в душе его мрак, бурю и волнение. Не вем (тьма), говорит, еда страж брату моему есмь аз? (буря и волнение, приражающиеся <?> к Самому Творцу всяческих). Надобно было наказать страшный грех — и Каин проклинается: земля, разверзшаяся для принятия крови Авеля, будет скупа для него в своих дарах; сам он будет стенать и трястись на ней, как изверг творения Божия, без мира, без утешения.

Гл. 5, ст. 23—24. И быша ecu дние Еноховы лет триста шестьдесят пять. И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог.

Значит, постоянное место пребывания человека не на земле, а в другом месте; значит, надобно только угодить Богу — и мы оставим мрачную землю, рано или поздно. А где будут люди, прогневляющие Бога своими беззакониями? В преисподних земли.

Гл. 8, ст. 21—22. И рече Господь Бог (Ною) размыслив: не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая, зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его: не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих: во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут.

Каково было для любви Твоей, Боже, видеть погибель столь многих созданий Твоих — мужей и жен, юношей и дев, взрослых, юных и младенцев и всяких животных, ходивших и пресмыкавшихся по земле, также летавших по воздуху? Но для правды Твоей несносны были дела человеческие, безобразные и гнусные; Твоя святость не могла более терпеть неправд человека, созданного по образу Твоему, неправд, которые, возрастая все больше и больше, наконец, подвигли Твое правосудие на праведную месть всему живущему на земле, так как кроме человека и вся прочая плоть растлила, по свидетельству Писания, путь свой на земле, как бы по примеру человека, царя всех земнородных тварей. Твоему правосудию принесена удовлетворительная жертва потопом; люди перестали от своего злочестия — утих и праведный гнев Твой; Отеческое сердце Твое снова раскрылось для любви к тварям, оком благоволения опять воззрел Ты на оставшихся тварей; Тебе как бы жалко стало погибших, и вот Ты обещаешь не наказывать впредь таким потопом созданий Твоих: Не приложу ктому проклятии землю за дела человеческая; не приложу ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих. Так сказал Ты Ною, избранному Твоему. Тяжело было (говоря по-человечески) для любящего сердца Твоего, для Твоего все управляющего и все зиждущего Промысла видеть, как в продолжение такого периода времени на земле нет ни сеяния, ни жатвы, ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны, ни дня, ни ночи, как все пришло в беспорядок и смятение. Неприятно было Тебе видеть такую пустоту на земле. И Ты сказал, что этого впредь никогда не будет, что впредь во все дни земли исеятва, и жатва, зима и зной, лето и весна, день и ночь не престанут. И вот они послушны Тебе и доселе не престают.

Гл. 11. Какими детьми представляются в Библии люди после потопа: какие детские обо всем понятия и суждения! Вот они хотят по прежним примерам, допотопным, построить себе град. Но если Бог опять пошлет потоп на землю (они не поверили Ему, что такого потопа более не будет), думали они, то и жизнь и труды их опять будут в крайней опасности. Не могли они представить себе, что Бог — всемогущ и вездесущ, что если Он захочет наказать человека, то ему нигде не укрыться и от карающей Его десницы — и вот, для обеспечения безопасности своей жизни и своих трудов при построении города они решаются на детское предприятие: строят в заложенном городе столп, да какой? Такой, который бы касался небес, который бы на выспренних верхах своих спас всех их от потопления, потому что одни из них видели, а другие слышали от очевидцев, что вода потопная покрывала самые высокие горы. Дети — так дети и есть. Так птица, устроившая себе гнездо на нижних ветвях дерева, переносит гнездо свое на верх дерева, если люди или животные беспокоят ее там и угрожают убить ее и будущих птенцов ее, как бы думая укрыться в верхних частях дерева от преследователей и надеясь, что туда никто не в состоянии проникнуть. Так худо, несовершенно понимали они Бога. Так мало они знали, что такое земля и что небо. Думали они, что земля есть пласт огромный, неподвижный, а небом считали они лазурь небесную, предполагая, что она есть твердый, вогнутый покров, над которым живет Бог. Так паук домовой, сделавший себе жилищевнизу комнаты, пускает сеть вверх — к потолку, где думает остаться в безопасности. Но этот по крайней мере достигает своей цели, так как потолок, как твердая плоскость, в самом деле существует и не очень далек от пола. А люди, начавшие созидать столп! Они никогда не достигли бы своей цели, потому что твердой плоскости вверху нет. Надобно было остановить безумное и дерзкое предприятие — и Бог смешал языки их.

Гл. 12, ст. 17. И мучи Господь казньми великими и лютыми фараона и дом его Сары ради жены Аврамли.

Какое Отеческое попечение имел Господь об избранном Своем. За похищение у Аврама фараоном Сарры Он подвергает Египетского царя лютым мучениям. И теперь Господь хранит избранных Своих как зеницу ока, карая иногда за оскорбления, наносимые им от нечестивых, жестокими мучениями.

Гл. 13, ст. 14—15. Бог рече Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззри очима твоима и виждъ от места, идеже ты ныне ecu, к северу, и югу, и к востоку, и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему во веки.

Вот Кто полновластный Раздаятель участков земли; цари по Его воле получают такой или другой участок ее, больший или меньший. В этих словах виден Творец земли и Владыка ее.

Ст. 16. И сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет.

Вот Кто распространяет род человеческий, вот по Чьей воле мы рождаемся на этот прекрасный свет. В этих словах видишь Творца рода человеческого как горшечника, от воли которого зависит сделать больше или меньше сосудов.

Гл. 14% ст. 19—20. И благослови (Мелхиседек) Аврама, и рече: благословен Аврам Богом Вышним, Иже созда небо и землю: и благословен Бог Вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе. И даде ему десятину Аврам от всего.

Гл. 15, ст. 1—6. Господь говорит Авраму: Не бойся, Авраме: Аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело.

«А что Ты мне дашь,— говорит он, — у меня детей нет, кто будет наследником моего имения? Домочадец мой?» Господь говорит: «Не он, а тот, кто произойдет от тебя». Он вывел его вон и сказал ему: «Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть их, — и прибавил: —Так многочисленно будет семя твое». И поверил Аврам Богу, и вменилось ему это в правду.

Если мог Господь создать бесчисленное множество светлых небесных миров, то чего стоит Ему умножить, как звезды небесные, род человеческий? В этих словах виден Творец звездного неба и рода человеческого. — О сотворении мира и человека.*

Фраза: О сотворении ~ человека. — вписана карандашом.

Той же главы ст. 12—16. Заходящу же солнцу, ужас нападе на Аврама, и се, страх темен велий нападе нань. И речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я... лет четыриста: языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сих же изыдут семо со имением многим (в землю ханаанскую): ты же отидеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей. В четвертем же роде возвратятся семо: не бо исполнишася греси Аморреов до ныне.

Здесь и далее полужирным выделен текст, подчеркнутый в рукописи автором.

Не может быть не страшно, когда Сам Творец всего хочет говорить с дебело-духовною тварию. Потому-то нападе страх на Аврама, причем последовало к нему слово Господа. В словах Господа виден Начальник и Судия всех народов, Творец земли и времени. — Как бы в Свое оправдание, почему Он не теперь дает Авраму в наследие землю ханаанскую, говорит, что: «грехи аморреев еще не переполнились в настоящее время, что между ними еще есть остаток добра, за которое Я буду еще терпеть их неправды». Какое правосудие, чуждое всякого беспристрастия! Он и награждает как Отец, и наказывает как Отец! В угоду Авраму, другу Своему, не истребил народов грешных и не дал ему их земли в наследие!

Гл. 15, ст. 17—18. Егда бысть солнце на западе, пламень бысть: и се, пещь дымящися, и свещы огненны, яже проидоша между растесании (между половинками юницы, козы и овна трилетних) сими. В день той завеща Господь Авраму завет, глаголя: семени твоему дам землю сию (землю одиннадцати народов) от реки Египетския до реки Евфрата.

Бог является во огни, так как Он — Огнь, поядающий неправды человеческие; в Завете виден полновластный Владыка царств, царей и народов.

Гл. 16. Аврам рождает сына от Агари — Исмаила.

Гл. 17, ст. 1—7. Бог является Авраму и говорит ему: Благоугождай предо Мною и буди непорочен: и положу завет Мой между Мною и между тобою: и умножу тя зело.

Аврам падает ниц; Бог снова говорит: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множестваязыков; тебе даю имя — Авраам — вместо Аврам, так как Я сделал тебя отцом множества языков», И возращу тя зело зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изыдут: и поставлю завет Мой... в завет вечен, да буду тебе Бог и семени твоему по тебе.

Установление обрезания как знамения Завета. В словах Бога к Авраму виден всемощный и всесовершенный Творец, Который из ничего сотворил все видимое и человека и после сотворения уже по прежде установленным законам образует род человеческий, так что распространение человечества есть прямо Его дело.

О ТОМ, ЧТО БОГ ЕСТЬ ТВОРЕЦ ВСЕХ ЛЮДЕЙ

Я сделал, говорит, тебя отцом множества языков, Я возращу тя зело зело, и положу тя в народы, и царие из тебя изыдут.

Когда еще ничего не было — ни народов, ни царей от семени Аврама и пред лицем Божиим был один только Аврам, Бог уже видит все народы и всех царей, которые от него произойдут; они были пред Ним как бы настоящими, или стоящими пред Его лицем. — Благоговею пред словами Твоими, Вседержавный Боже, сотворивый все словом Своим и не престающий созидать и ныне все крепкою десницею Своею. — Какое множество произошло от Аврама! И ныне от благочестивого корня Бог плодит больше людей! Благочестивый народ тоже по Его воле возрастает зело зело.

Гл. 18. Господь с двумя Ангелами является Аврааму у дуба Мамврийского, тогда как патриарх в полдень сидел у дверей своей кущи. Он видит пред собою трех мужей, встает, подходит к ним, кланяется до земли и говорит: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего(ст. 3). «Я велю принести воды и омыть ноги Ваши, чтобы Вы прохладились под деревом. Затем я принесу хлеба, чтоб Вы поели, а потом уже Вы отправитесь в путь Свой, с которого Вы своротили к рабу Вашему». Они сказали: «Сделай так, как ты сказал». Авраам поспешно вошел в сень к Сарре и сказал ей: «Поторопись смесить три меры чистой муки и сделать хлебы». Сам же Авраам пошел к своим коровам и взял молодого хорошего тельца и отдал рабу, с тем чтобы он скорее приготовил его. И вот он, взявши масло, молоко и приготовленного тельца, предлагает Им все это. Они ели, а Авраам стоял пред Ними под деревом. Вопрос Господа о Сарре: «Где?» — «В сени», — ответил Авраам. Господь говорит: «На обратном пути Я зайду в это время к тебе, и родит сына Сарра, жена твоя». Сарра услышала это, стоя с Авраамом в сени. Она рассмеялась в себе, говоря: «Не было до сих пор, а теперь муж мой стар». Замечание на это Господа Аврааму... Еда изнеможет у Бога слово, прибавил Он и опять повторяет: «В это время Я возвращусь к тебе, и будет Сарре сын». — Сарра, испугавшись замечания, заперлась*: что не смеялась. Вставши отсюда, Странники посмотрели на близ лежавшие города Содом и Гоморру, Авраам шел с Ними, провожая Их. — Господь обращается к провожающему Его Аврааму, говоря: «Стану ли Я таить от Авраама, раба Моего, то, что Я творю. Авраам возрастет у Меня в народ великий и многочисленный и благословятся из-за него о нем все народы земные. Я знаю, что он накажет детям своим и дому своему по себе, чтобы они

хранили пути Господни, суд и правду» — для того, чтобы Господь исполнил все, что обещал Аврааму.

* «Отпираться, отказываться» (церк.-слав.).

Затем Господь говорит о Содоме и Гоморре: Вопль содомский и гоморский умножися ко Мне зело и греси их велицы зело. Сошед убо... Между тем два Ангела приходят в Содом, а Авраам все стоял пред Господом и, подошедши ближе, сказал Ему: «Погубишь ли Ты праведного с нечестивым, так что праведник будет как бы нечестивый, если будет в городе 50 праведников... Не пощадишь ли всего места из-за 50 праведников, если они будут в нем. Ты не убьешь праведника с нечестивым так, чтоб праведник был бы как нечестивый? — Никак. Судия всей земли, ужели Ты не будешь творить правого суда?» Ответ Господа утвердительный. — Авраам говорит: «Теперь я стал говорить с Господом моим, между тем я — земля и пепел; если будет только 45 праведников?» Опять ответ утвердительный. — Если 40? Ответ утвердительный. — Если 30? Тоже. — Если 20? Тоже. — Наконец, если 10? Тоже. Господь отходит и перестает говорить. Авраам идет в свое место.

О достолюбезная патриархальность! Как ты мила в своей простоте! О Боже всемогущий и праведный! Каким неясно любящим Отцом являлся Ты избранному рабу Твоему Аврааму, так что не таил от него дел Своего всемогущества и благости; но и каким грозным Судиею был Ты для ожесточенных и нераскаянных грешников, между которыми не было людей праведных — Твоего святого семени, ради коих Ты милуешь целые города и царства и даже весь мир, так как семя свято стояние его (Исайя, 6, 13). Благочестием стоят города и царства.

Об истреблении Содома и Гоморры небесным огнем.

Быт., гл.19. Поразительная картина! Два Ангела, бывшие с Господом в гостях у Авраама под дубом и отправившиеся в Содом и Гоморру после слов Господа: согиед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются (гл. 18, ст. 21), — приходят туда вечером. Лот в это время сидел у содомских ворот. Увидевши Ангелов, он встал, чтобы встретить их, и, поклонившись им лицом на землю, говорит им: «Господа, зайдите в дом раба вашего, отдохните и умойте ноги ваши, а поутру вы отправитесь в путь свой». Они сказали ему: «Нет, мы отдохнем на улице города». Лот принудил их зайти в дом свой, и они вошли; сделав что было нужно для странников, он испек им опресноки, и они поели. Пред тем временем, как спать, жители Содома обступили дом Лота — от мала до велика, весь народ. Они вызывали Лота и говорили ему: «Где мужчины, вошедшие к тебе ночью? Выведи их к нам, чтоб нам быть с ними». Лот вышел к ним в преддверие, а двери затворил за собою и сказал им: «Нет, братия, пожалуйста, не делайте зла этим мужчинам. А вот у меня есть две дочери незамужние. Я выведу их к вам, и вы делайте с ними, что вам угодно, но этих мужей не обижайте; они с тем и вошли ко мне, чтоб им было тут безопасно». А они сказали ему: «Ступай отсюда.

Ты пришел к нам жить, да уме еще и не производить ли суд? Вот мы тебе дадим: тебе от нас достанется больше, чем им». И они с силою напали на Лота и уже приближались к дверям, чтобы разбить их. Между тем Ангелы схватили Лота руками и втащили к себе в комнату и двери ее заперли, а содомлян, бывших у дверей дома, поразили слепотою — всех от мала до велика, и они расслабели, ища дверей. Ангелы сказали Лоту: «Есть ли у тебя здесь зятья, сыновья или дочери; если есть кто из них или из близких тебе в городе, выведи их из него, мы погубим его, так как вопль беззаконий содомских слишком усилился и нас Господь послал истребить его». Лот вышел и сказал своим зятьям, взявшим его дочерей: «Встаньте и выйдите отсюда, так как Господь погубляет город». Зятья подумали, что он шутит. Когда стало утро, Ангелы начали принуждать Лота, говоря: «Ступай, возьми жену свою и две дочери и выйди, чтоб и тебе не погибнуть с беззакониями города». На них нашло смущение и нерешимость: Ангелы взяли за руку его, жену его и двух дочерей его, потому что Господь пощадил их. Когда вывели их вон, то сказали им: «Спасая спасай (со всем тщанием спасай свою душу), не оглядывайся назад и нимало не останавливайся во всем этом пределе: в горе спасайся, чтобы тебе не погибнуть вместе с другими». А Лот сказал им: «Господи, я прошу: так как раб Твой нашел у Тебя милость, и Твоя правда, которую Ты на мне являешь, оставляя жизнь моей душе, очень велика, то позволь мне убежать в этот близлежащий небольшой город, чтобы мне там спасаться: я не могу спастись в горе; там может меня достигнуть содомское бедствие, и я умру. Ведь этот городок маленький? А он спасен: в нем я буду жив из-за Тебя». Ангел говорит ему: «Я удивляюсь словам твоим, чтобы я не погубил города, о коем ты говорил. Итак, старайся спастись там: я не стану делать дела (наводить бедствие), пока ты не войдешь туда». По этой причине дано имя тому городу: Сигор. Солнце взошло: Лот был уже в Сигоре... И вот Господь одождил на Содом и Гоморру жупел и огонь от Господа с неба. Все исчезло: города с окрестными местами, все жители городов и все растения. Жена Лотова оглянулась назад и стала соляным столпом. — Авраам, вставши утром, идет на то место, где стоял вчера с Господом и откуда попели Ангелы в Содом. Смотрит на Содом и Гоморру и их окрестности и видит: от земли поднимается страшное пламя, как дым печи. — Когда Бог погубил города этой страны, Он вспомнил об Аврааме и выслал Лота из среды превращения. Лот вышел из Сигора и поселился в горе сам и две дочери его; ему страшно было жить в Сигоре. — Обе дочери зачинают детей от отца своего, которого напояют допьяна; отсюда — от старшей рождается Моав («от отца моего»), а от него — моавитяне, а от младшей — Аммон («сын рода моего»), а от него — аммонитяне.

Гл. 20, ст. 17. Помолися же Авраам Богу, и исцели Бог Авимелеха и жену его и рабыни его, и начата раждати: яко заключая заключи Господь отвнеуду всяка ложесна в дому Авимелеха, Сарры ради жены Авраамля.

Замечательно: 1) то, как любил и хранил Бог Авраама с его женою, которую Авимелех царь хотел взять себе в наложницы; 2) сказание, что в доме Авимелеха жены и рабыни начали рождать после того, как Авраам помолился Богу об Авимелехе (значит, прежде они не моглирождать, потому что Бог заключил прежде ложесна женские в Авимелеховом доме). Здесь виден премудрый и всемогущий Творец рода человеческого, Который, если захочет, прекратит деторождение, заключит все женские ложесна, отнявши у них возможность образования младенцев и рождения их. Если теперь люди рождаются, то потому, что Бог благословляет родителей, делает плодотворными ложесна матерей. 3) Достойна примечания мысль о ничтожестве смертных пред Творцом, Который может делать с ними, как горшечник со своими сосудами, что хочет. Ему угодно было заключить детородные части женщин в доме Авимелеха, и рождающий пол разболелся и перестал производить людей.

Гл. 21. У Сарры, сверх ее чаяния, по глаголу Всемогущего рождается в старости сын. Авраам делает большое угощение по отдоении своего сына. Сарра говорит Аврааму, чтобы он изгнал из своего дому рабу свою Агарь с сыном Измаилом. Бог повелевает слушать Сарру. Агарь выпровождена с сыном, Авраам дал Агари хлеб и мех воды, положил на плечо ее сына ее, и Агарь отправилась. Она блуждает в пустыне у кладезя клятвенного; вода вся вышла из меха; Измаила, сына своего, положила она под елью, а сама отошла от него и села вдали, чтобы не видеть смерти своего сына; дитя плачет. Бог услышал плач малютки. Ангел с неба утешает Агарь, говоря: «Что с тобою, Агарь? Не бойся: Бог услышал плач детища твоего. Встань, возьми его — Я сделаю из него большой народ». Агарь вдруг видит кладезь воды живой: пошла, налила мех водою и напоила дитя. И был Бог с сыном ее: он вырос и поселился в пустыне и стал стрельцом.

О, Боже всемогущий! Дивлюсь я — и сладко мне дивиться — делам Твоего всемогущества и Твоей благости к роду смертных. От Измаила, сына рабы, поверженного в пустыне под елью, слабого, плачущего, почти умирающего, чего бы ожидать доброго, если бы смотреть на него нашими, человеческими глазами! Помрет он в сухой и бесплодной пустыне, подумали бы мы. Но Ты не только сохраняешь его жизнь, но, как Всемогущий и Всеблагий, обещаешь произвесть от него, от этого слабого, почти умирающего дитяти, многочисленный народ, Ты видишь этот народ в то самое время, когда еще только обещаешь его. Слава Твоему всемогуществу и благости, Отче рода человеческого! Мне, сосуду глиняному, земле и пеплу, приятно мыслить и рассуждать о моем Творце и Господе, Который бесконечно выше меня во всех отношениях.

Гл. 22, ст. 16—18. ...Мною Самем кляхся, глаголет Господь, Егоже ради сотворил ecu глагол сей (принести Исаака в жертву Богу) и не пощадел ecu сына твоего возлюбленнаго Мене ради: воистину благословляя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря: и наследит семя твое грады супостатов, и благословятся о семени твоем ecu языци земнии.

Какое благоволение Божие ко Аврааму! Но и как сильно предшествовавшее искушение! Чем большее благодеяние Господне, тем большему подвергается человек искушению... Родители Богоматери.

Гл. 23. Авраам погребает Сарру.

Гл. 24. Авраам завещавает старейшему рабу своему взять жену для Исаака, сына своего, от племени своего, но никак не из землиханаанской. А если, говорит раб, она не захочет оттуда переходить в землю ханаанскую, оставить ли там сына твоего? «Нет, — говорит Авраам. — Господь Бог небеси и Бог земли, Который взял меня из дому отца моего и из земли, в которой я родился, говорил мне с клятвою: тебе дам землю сию и семени твоему. Он пошлет к тебе Ангела Своего, и ты возмешь жену сыну моему Исааку оттуда». Раб клянется сделать по воле своего господина и в знак верности кладет руку свою под стегно Авраама. С верблюдами и богатыми подарками он отправляется в Месопотамию, в город Нахоров. Здесь остановился с своими верблюдами за городом у водяного колодца вечером, когда женщины и девицы выходили черпать воду, и сказал в себе: «Господи Боже господина моего Авраама, устрой Ты ныне дела мои и сделай милость господину моему Аврааму. Вот я стою у водяного колодца, а дочери жителей города выходят теперь черпать воду. Пусть будет знаком, что та девица, которой я скажу: наклони водонос свой, чтобы напиться мне, и которая скажет мне: пей, я напою и верблюдов твоих досыта — есть суженая Тобою рабу Твоему Исааку. Пусть по этому я узнаю, что Ты сделал милость господину моему Аврааму». Прежде чем он кончил это в уме своем, вот уже шла Ревекка, дочь Вафуила [который был сын Мелхи, жены Нахора (а Нахор был брат Авраама)]* с водоносом на плечах. Девица была очень красива собою: она была дева в собственном смысле; мужчина не знал ее. Спустившись к колодцу, она налила водонос свой и опять поднялась. Раб Авраама пошел к ней навстречу и сказал: «Напой меня водою из своего водоноса». — «Напейся, господин», - сказала она и поспешно снялаводонос (под мышки), напоила его и сказала: «Я налью и верблюдам твоим: пусть они все напьются». И с поспешностию вылила водонос в пойло, и опять пошла кколодцу за водою и налила воды всем верблюдам. Человек слагал это в уме своем и молчал, чтобы увериться, устроил ли Бог дела его или нет. Когда верблюды перестали пить, он взял золотые серьги весом по драхме и два браслета (запястье) на руки ее (они весили десять златниц) и спросил ее: «Чья ты дочь? Скажи мне, есть ли у отца твоего место для нас?» Она сказала: «Я дочь Вафуилова». Раб сказал ей: «Плевы и сена у нас много». Благословясь, поклонился Господу, сказав: «Благословен Господь Бог господина моего Авраама, не оставивший господина моего правдою и истиною Своею; да и меня благоустроил Господь в доме брата господина моего».

* Здесь скобки автора.

И пошла девица в дом матери своей и сказала ей все. У нее был брат Лаван, и пошел он к человеку, остановившемуся у колодца. Когда он увидел у сестры своей серьги и браслеты на руках и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая прибавила помимо всего: «Так говорил мне человек этот», — пришел он к рабу Авраамову, стоявшему у верблюдов, и сказал ему: «Ступай, зайди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне города? Я приготовил комнату для тебя и твоих товарищей и место для верблюдов».

И вошел человек в дом; и расседлал Лаван верблюдов, дал им плевы и сена, воду умыть ноги ему и товарищам его и предложил им пищу. А странник сказал: «Не буду есть, пока не скажу заветных слов моих». Лаван сказал: «Говори». Пришлец продолжал: «Я раб Авраама. Господь благословил щедро господина моего, и онстал велик: Он дал ему много овец и тельцов, серебра и золота, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Сарра, жена господина моего, родила единственного сына господину моему, когда он был уже стар, и отдала ему все, что имела». Дальше пересказывает волю и завещание Авраама о женитьбе сына своего и то, как он нашел невесту для сына господина своего. Затем говорит: «Если вы хотите сделать милость и правду господину моему, то это видно, а если не хотите, так скажите, чтобы мне идти направо или налево». Лаван и Вафуил сказали: .«Это дело — от Господа: не можем мы сказать тебе нет. Вот Ревекка пред тобою: возьми ее и иди; пусть она будет женою сына господина твоего, как это угодно Господу». Услышав эти слова, раб Авраамов поклонился Господу до земли. Вынесши золотые и серебряные сосуды и одежды, он дал их Ревекке; дал также дары брату ее и матери ее. И ели и пили сват Авраамов и товарищи его, а затем опочили.

На следующий день, выпросив согласие невесты, мать и братья отпустили ее с рабом Авраамовым и отдали ей ее имение.Благословивши ее, братья сказали ей: «Ты сестра наша: да произойдут от тебя тысячи тысяч народа и да будет семя твое наследовать города супостатов». Ревекка и рабыни ее сели на верблюдов и отправились со сватом.

Исаак в это время переходил пустыню, что* у колодца клятвенного; жил он на юге земли. К вечеру он вышел на поле (поглумитися**) и взглянул в даль, увидел верблюдов, приближающихся к нему. Посмотрела и Ревекка и увиделаИсаака—и тотчас соскочила с верблюда. Она сказала рабу: «Кто этот человек, вот что идет по полю навстречу нам». А тот сказал: «Это господин мой». Взявши летнее платье, Ревекка оделась. Раб рассказал Исааку все, как было. Исаак вошел в дом матери своей и взял Ревекку, и она стала его женою; он полюбил ее и утешался по Сарре, матери своей. — О достолюбезная, милая патриархальность! Какая простота нравов и вместе какая чистота их! Какая детская преданность во всех случаях жизни Богу как доброму, любящему Отцу! Какая близость к Нему, доверенность, живая вера в Него, делающая Его присущим во всякое время и на всяком месте! О, если бы эти патриархальные, золотые века возвратились к нам с их простотою, с их детскими манерами!

* Далее следует слово, не поддающеесяпрочтению. ** Поразмышлять (церк.-слав).

Гл. 25, ст. 21—23. Моляшеся Исаак Господеви о Ревеккце жене своей, яко неплоды бяше: послуша же его Бог, и зачат во утробе Ревекка жена его. Играста же младенца в ней, и рече: аще тако ми хощет быти, почто ми сие? И иде вопрошати Господа. И рече ей Господь: два языка во утробе твоей суть, и двои людие от утробы твоея разлучатся: и люде людий превзыдут, и болший поработает меншему.

Какая достолюбезная история! Люди патриархального мира представляются настоящими детьми Божиими, которые жили постоянно в присутствии своего Отца Бога и ощущали Его присутствие. В затруднительных случаях жизни они обращаются с просьбою о помощи отнюдь не к человеку и не к земным средствам, а к Богу, Который, как Отец всемогущий, мог исполнить всякую просьбу их. Ревекка неплодна. Исаак помнит

обетование отцу своему, что о семени его благословятся ecu языцы земныи и что именно в Исааке наречется ему семя — и просит Господа разрешить неплодство жены своей, и Бог послушал его. (И теперь Бог слушает всякого, кто просит с верою.) Ревекка слышит игру младенцев во чреве своем, пугается и идет тоже спросить Господа: почто ей сие? Господь кротко и с любовию объясняет ей, что это значит. В словах Господа видишь Творца людей и времени, Который парит выше всего временного и пространственного, Который несуществующее называет как бы существующим, в руках Коего будущие поколения людей. Как будущее дерево со всеми ветвями и листочками — в одном древесном семени, как колос с зернами — в одном зерне. — Воистину Священное Писание Ветхого Завета достойно пера вдохновенного мужа — Моисея и Самого Бога, благоволившего дать людям Писание чрез верного раба Своего в доме Своем!

Гл. 26, ст. 2—5. На земле делается голод; Исаак из земли ханаанской отправляется к Авимелеху, царю Филистимскому в Герару. Ему является Господь, запрещает идти в Египет и велит поселиться в той земле, которую Он покажет. ...Не ходи во Египет, говорит Он, вселися же в земли, в нейже ти реку, и обитай в земли той, и буду с тобою, и благословлю тя: тебе бо и семени твоему дам всю землю сию, и поставлю клятву Мою, еюже кляхся Аврааму отцу твоему: и умножу семя твое, яко звезды небесныя, и дам семени твоему всю землю сию: и благословятся о семени твоем ecu языцы земнии: понеже послуша отец твой Авраам Моего гласа и соблюде заповеди Моя и повеления Моя, и оправдания Моя и законы Моя.

После смерти отца Исаака, верного раба Божия Авраама, вечно Живой Бог заключает завет с сыном его Исааком, обещает дать ему в наследие всю землю Филистимскую, умножить семя его, как звезды небесные, и объясняет, почему Он делает ему такую милость: понеже, говорит, послу ша отец. В словах Господа видишь Владыку мира, Творца людей, Законодателя и Судию их.

Ст. 24. Господь является Исааку у кладезя клятвенного (после того как Авимелех, позавидовавший его богатству и могуществу в земле своей, выгнал его из пределов своих) и говорит ему: .. Аз есмъ Бог Авраама отца твоего, не бойся, с тобою бо есмъ: и благословлю тя, и умножу семя твое Авраама ради отца твоего.

Авимелех с невестоводителем своим и воеводою приходит к Исааку. Он спрашивает их: зачем пришли к нему, тогда как они возненавидели его и прогнали его от себя. Они отвечают, что мы из опасения выслали от себя, чтобы ты, усилившись в нашей земле, не сделал нам зла; мы видели, что был Господь с тобою, мы не гнушались тобою, говорят, напротив — сделали тебе добро и отпустили тебя с миром. Исаак делает им пир. И они ели и пили. Утром, вставши, они поклялись друг другу, что никто из них не сделает зла друг другу. Исаак отпустил их, и они отправились.

Гл. 27, ст. 31—32. Сотвори (Исав) снеди и принесе отцу своему, и рече отцу своему: да восcтанет отец мой, и да яст от лова сына своего, яко да благословит мя душа твоя. И рече ему Исаак отец его: кто ecu ты? Он же рече: аз есмъ сын твой первенец Исав. Ужасеся же Исаак ужасом велиим зело и рече: кто убо уловивый мне лов и принесый ми; и ядох от всех, прежде неже прийти тебе, и благослових его, и благословен будет.

Нельзя было не ужаснуться старцу Исааку, благословившему вместо Исава Иакова: он хорошо знал, какое следствие произойдет от этого благословения для того и другого (из них). Да даст тебе Бог, сказал он Иакову, благословляя его, от росы небесныя и от тука земли, и множество пшеницы и вина: и да поработают тебе языцы, и да поклонятся тебе князи, и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего: проклинали тя проклят, благословляли же тя благословен (ст. 28—29).

Вместо Исава Иакову Исаак покорил народы и князей, брата Исава и сынов отца его. На него он низвел благословения небесные и земные. Исав, напротив, всего этого лишился, и притом обманом. Как не ужаснуться было старцу в этом случае, когда любимый сын его — старший — утратил свое первенство и неразлучное с ним благословение отца? Как сильно слово патриарха! Он сказал: да будет то-то сыну моему, и непременно было то, о чем он просил. И благословил его, говорит он, и благословен будет. Как слушал Бог верных рабов Своих и делал все по молитве их!

Гл. 28. Иаков отправляется в Месопотамию к Лавану, дяде своему по матери для избрания жены. Вот он отправился от клятвенного колодца и пошел в Харран. Так как солнце вскоре зашло, то он выбрал себе место и уснул на нем, положивши в изголовье камень. Видит сон: лествица одним концом утверждена в небе, а другим стоит на земле — Ангелы Божий спускались и восходили по ней вверх. Сам Господь стоял на ней твердо и неподвижно и говорил ему: «Я — Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, не бойся: землю, на которой ты спишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земный ираспространится на все четыре страны света, и чрез тебя благословятся все племена земные и чрез потомство твое. И вот Я с тобою, храня тебя на всяком пути, куда бы ты ни пошел. Я возвращу тебя в эту землю и не оставлю тебя, пока не сделаю тебе всего, о чем говорил». Иаков встал от сна своего и сказал: «На этом месте есть Господь, а я не знал». И напал на него страх, и он сказал: «Страшно это место, и что я говорю: это место, это пустое пространство? Вем: это дом Божий и здесь врата небесные!» Так хранит Господь всякого верного раба Своего! В словах Господа виден Начальник жизни и Владыка верховный всех народов земных. Гл. 29 и 30. Иаков работает у Лавана семь лет, с тем чтобы получить себе в супружество младшую его дочь Рахиль, и по истечении срока получает вместо Рахили Лию, старшую дочь его, которая была больна глазами и не так хороша, как Рахиль. Утром в ложнице Иаков узнает обман и претендует на Лавана. Условливается с Лаваном работать ему еще семь лет, с тем чтобы получить и Рахиль. Иаков полюбил больше Рахиль, чем Лию, еще с начала, и теперь, когда женился на ней, привязался к ней сердцем несравненно больше, чем к Лии. Господь Бог, видя, что Иаков не любит Лии, благоволил наградить ее благоплодием — а благоплодие почиталось тогда великим даром неба, — а утробу Рахили заключил. Лия рождает Иакову преемственно Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Рахиль ревнует к сестре своей и говорит Иакову: «Дай мне детей; если же нет — умру». Иаков, разгневавшись на нее, сказал ей: «Разве мне быть Богом, Который лишил тебя плода чрева?» Рахиль говорит ему: «Вот тебе раба моя Балла: войди к ней; пусть она родит наколенах моих, и я буду хоть от нее иметь дитя». И она отдала ему Баллу, рабу свою, в жены; и вошел к ней Иаков, Балла зачала и родила Иакову сына — Дана, затем вскоре другого — Неффалима. Рахиль рада была и этому: она сильно желала иметь своих детей. Лия, узнавши о себе, что перестала рождать, взяла тоже Зелфу, рабу свою, и отдала ее Иакову в замужество. Иаков вошел и к ней. Зелфа зачала и родила Иакову сына. Лия сказала: «Хорошо я поступила», — и назвала его Гадом. Зелфа зачала и родила другого, и Лия сказала: «Блаженна я, потому что ублажат меня женщины», — и прозвала его Асиром. Рувим, сын Лиин, вышедши в день жатвы пшеницы в поле, нашел яблоки мандрагоровы и принес их к матери своей. Рахиль увидела их и сильно захотела их покушать. Она сказала сестре: «Дай мне мандрагоров, которые принес к тебе сын твой». А та ей сказала: «Еще тебе мало: ты отняла у меня мужа да мандрагоры хочешь взять». Рахиль отвечала: «Все разом мне не нужно: пусть муж наш будет в эту ночь спать с тобою за мандрагоры, которые ты дашь мне». Вот Иаков приходит с поля вечером; Лия встречает его и говорит ему: «Ты зайдешь сегодня ко мне, потому что я наняла тебя за мандрагоры сына моего». И он спал ту ночь с нею. Бог благословил Лию, и она, зачавши, родила Иакову пятого сына — Иссахара (мзда), вскоре родила и шестого — Завулона; затем дочь Дину. Наконец Господь призрел и на Рахиль и отверз ее утробу. И вот зачала и Рахиль и родила Иакову сына, сказав: «Отнял Бог укоризну мою». Это был Иосиф.

После этого Иаков стал проситься у Лавана домой. Лаван не хотел этого, потому что видел, что из-за Иакова Бог благословил егобогатством. Иаков согласился остаться у него еще — с условием, что все овцы, которые будут рождаться пелесыми, а козы — пестрыми и беловатыми, будут его собственностью, а все другие — с другими цветами — Лавановы. Иаков взял три палки и острогал их так, что сделал их пестрыми, снимая в известных местах кору; затем положил их в пойловых корытах для того, чтобы овцы, пришедше пить к ним, зачинали по жезлам — по цвету их. Так и было. Иакову народилось множество, а Лавану мало. Бог благословил Иакова, и он разбогател: и стало у него много скота.

Гл. 32. Иаков видит полки Ангелов Божиих. Чудное дело! Господь воинств хранит верного раба Своего на земле, как человек хранит зеницу своего ока: Он посылает для одного Иакова (что есть человек, яко помниши его (Ср.: Пс. 143, 3) полки Ангелов Божиих защитить его от зверонравного брата Исава. Заключаю из этого, что если бы во время земной жизни Господа Иисуса не запрещено было Ангелам от Бога защитить Богочеловека, легионы Ангелов окружали бы Его всюду и не дали бы коснуться Его дерзким рукам врагов Иисусовых, или не могу Аз ныне умолити Отца Моего (Мф. 26, 53). Нас ради обнищаемый, Господи, слава Тебе!

Как быстры святые Ангелы: из недосягаемых высот они являются на землю, как блистание молнии, и даже скорее: молнии вещественны, а они — чистые духи, следовательно, несравненно удободвижнее земного вещественного света. Оттого-то и пришествие Сына Человеческого на землю будет как молния — внезапно, быстро.

Ст. 24 и далее. Иаков борется с Богом и укрепляется в этой борьбе до того, что Сам Бог не поборол его. После борьбы Бог говорит ему:«Так как ты не уступил в борьбе своими силами Мне, то не уступишь и людям, и с ними тоже будешь крепок». А Иаков пред этим боялся Исава, брата своего, который шел против него четырьмястами человек! Дивно промышление Твое, Господи, об избранных Твоих, о возлюбленных Тебе людях: до чего Ты нисходишь, Всемогущий и Неописанный, к их ограниченной природе! Чтобы дать Иакову чувственное, наглядное доказательство того, что его не одолеют люди, которые захотят с ним бороться, Ты позволяешь ему сделать опыт борьбы с Тобою, всесильным Богом! Какая близость Бога к человеку; какое, можно сказать, братство между ними! Какая любовь Творца к твари: мало того, что показал Он Иакову ополчившихся за него Ангелов Божиих, сильных крепостию, — Он Сам явился ему и вступил в дружескую борьбу с ним.

Верую, Господи, и исповедую, что Ты все миры Свои одинаково объемлешь Своею любовию и никого не покидаешь, потому что все Твое. Верю, что Ты — Ипостасная Любовь и, хотя бесконечно дорого было для Тебя искупить людей от вечной погибели, но по любви Своей, ни для кого вполне непостижимой и неизглаголанной, Ты благоволил искупить их Своими страданиями и смертию. Вижу, что Ты и теперь Тот же любвеобильный Господь всего, Который с отеческой любовию и в простоте, свойственной временам патриархальным, являлся верному рабу Своему Иакову. По любви Твоей и милости Твоей спаси меня, Творец и Бог мой, презирая все грехи мои!

Гл. 35, ст. 11. Рече ему (Иакову) Бог: Аз Бог твой: расти и множися: языцы и собрания языков будут от тебе, и царие из чресл твоих изыдут.

Могли ли что-нибудь подобное говорить когда-нибудь лживые языческие божества? Какая полнота истины, силы и жизни в словах Живого, всемогущего Бога! Я, говорит, Бог твой; расти и множися, то есть по тем законам и тем порядком, какие Я установил; народы и собрания народов произойдут от тебя, и цари родятся от тебя.

О Творче и Владыко мой! Благоговею пред Твоим всемогуществом: было время, или, лучше сказать, была вечность, когда ничего не было, кроме Тебя. Но Тебе угодно было, чтобы бытием наслаждались и другие, и Ты создал сначала разумных, подобных Тебе тварей — Ангелов, потом и неразумную природу, а наконец — человека. По Твоей единственно всеблагой воле возникли бесчисленные рои блаженных вечно ликующих Сил небесных; заблистали и закружились эти светлые миры в необъятных пространствах неба, по Твоей воле пошла совершать круги свои со всеми обитателями своими и наша земля; и, что кажется всего удивительнее, сами собою, хотя по Твоей воле стали постоянно, непрерывно возникать из ничтожества твари земные: люди и животные. Ты давно сотворил ангельский мир и не умножаешь его более: разом явилось славословить Тебя Небесное воинство, а людей Ты не престаешь умножать; Ты завел однажды машину деторождения, и по Твоей воле, по Твоему всемогущему слову она неизменно и постоянно действует доныне под Твоим охранительным Промыслом. Люди родятся, растут, умирают, на место их являются другие. Как это чудно, божественно! Земля, полная жизни, кипит миллионами людей. Так на земле. А что в безмерном океане оном, где Ты миров пустил в ход миллионы?

Отлично!*

Гл. 36, ст. 7. Бяху имения их (Иакова и Исава) многа, еже жити вкупе: и не можаше земля обитания их вместити их, от множества имений их.

Так богаты были два брата, что на земле, на которой они жили, не могли поместиться их имения. Теперь совсем не то: теперь дорог клочок земли, и разбогатеть так уже нельзя.

В 37-й главе излагается история Иосифа. В ней есть много черт, по которым невольно переносишься к возлюбленному Сыну Отца Небесного — Господу нашему Иисусу Христу. Особенно замечательно сходство в лицах, продавших Иосифа и Господа. Оба — Иуды, и оба продали за деньги.

Гл. 39. Господь благословляет дом или город ради одного человека благочестивого. Так из-за Иосифа Господь благословил дом Пентефрия, его господина: бысть благословение, говорится, на всем имении его в дому и в селех его. Так ради Иакова Он благословил дом Лавана.

Ст. 9. ...Како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом?

Ты, человек, представляешь ли себе так же живо присутствие Божества, как Иосиф? Боишься ли, чтобы не оскорбить Его, делать дела недобрые, очищаешь ли мысль и сердце свое от нечистот, которые то по воле, то против воли нашей почти постоянно вторгаются в нашу душу? Когда тебе советуют сделать какое-либо зло, говоришь ли ты, подобно Иосифу: како сотворю глагол злой сей и согрешу пред Богом?

Иосифа по клевете жены Пентефриевой ввергают в темницу, но и туда с Иосифом следовал Сам Бог и возлил на него новую милость. Как Пентефрии прежде поставил его над всем домомсвоим, так теперь начальник стражей отдал темницу в руки Иосифу. Так и ты, человек, благоугождай Господу и не бойся никаких врагов: аще Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8, 31).

* Слово: Отлично! — вписанокарандашом.

Гл. 40. Иосиф толкует сны старейшине виночерпиев и старейшине хлебодаров двора фараонова, вверженных в темницу за некоторые вины. Старейшина виночерпиев возведен в прежнее достоинство, а старейшина хлебодаров повешен на дереве, как предсказал Иосиф.

Гл. 41. Иосиф толкует сны фараону о изобилии и о голоде; царь сделал Иосифа почти равным себе, кроме престола: поставил его над всей землею египетскою и, сняв перстень с руки своей, возложил его на руку Иосифову и одел в одежду червленую и повесил золотую гривну на шею ему, посадил его на колесницу свою вторую (а фараоны имели пышные колесницы) и велел ходить пред ним герольду. Такова милость Господа к боящимся Его. Настают семь лет изобилия: хлеба ежегодно собирают множество, так что, наконец, не могут счесть от множества. Приходят и семь голодных лет: повсюду стали голодать; все обратились к фараону с просьбою о хлебах. Фараон всех отсылал к Иосифу.

Господи, Творче неба и земли! Как Ты дивен в путях Своих! Не из-за одного ли раба Твоего Иосифа, не ради ли показания в нем всему свету того, как награждается добродетель, — сделал Ты семь лет изобилия и семь лет голода по всей земле? Не для того ли, чтобы чрез это грозное явление природы, имущей иссушенные сосцы свои, осуществить сон раба Твоего Иосифа, который предвещал поклонение ему отца и братьев его? Для Тебя, Господа земли, ничего не стоит сделать это радиодного верного раба Твоего. Когда Ты захочешь наградить добродетель, Ты наградишь ее по-Божески.

Гл. 42. Братья Иосифа приезжают в Египет за пшеницей, Иосиф узнает их, а они не узнают его; Иосиф притворяется и принимает их за соглядатаев, те запираются; он всаживает их в темницу на три дня. Потом, оставив одного, остальным велит отвезти в Ханаан купленную пшеницу и привезти Вениамина. Они приезжают и рассказывают престарелому Иакову все, как было.

Гл. 43. Старец долго не соглашался отпустить Вениамина. Наконец, уступил настойчивому требованию и явной необходимости. Они приехали в Египет с Вениамином и с дарами. Иосиф принял их ласково и, увидевши единоматернего брата своего, не мог удержаться от слез. Угощение было предложено богатое: все пили и упились.

Гл. 44. По повелению Иосифа наполнили мешки братьев Иосифовой пшеницею — столько, сколько можно было увезти, и каждому в мешок положили серебро, а в мешок Вениамина, кроме того, и серебряную чашу Иосифа, с умыслом. Братья догнаны и подвержены новому испытанию. Иосиф приказал остаться у себя Вениамину, а другим отправляться домой. Мольбы братьев, наконец, тронули Иосифа, и он прослезился и открыл им, что он — Иосиф.

Гл. 45, ст. 7—8. Иосиф говорит братиям своим: Посла мя Бог пред вами оставити вам останок на земли и препитати ваш останок велий... Не вы посласте мя семо, но Бог: и сотвори мя яко отца фараону и господина всему дому его и князя всей земли Египетстей.

Дивны судьбы Твои, Вседержавный Боже! Невинного, молодого, беззащитного отрока продают купцам проезжим. Кто мог подумать, что этот отрок будет со временем спасителем всего рода израильского от конечного его истребления голодом? Бог призрел на обижаемую невинность и наградил терпение Своего праведника истинно по-Божески. Как Владыка всей земли, царей и народов, Он сделал его самым приближенным к царю, яко отца фараону и господина всему дому его и князя всей земли Египетстей. Как хорошо благоугождать Богу! Ни один земной царь не наградит так своих усердных слуг, как Господь Своих угодников. За что больше благоволил Господь к Иосифу? За его простосердечие, невинность, богобоязненность. Како сотворю глагол злый сей, говорил он дерзкой госпоже, жене Пентефрия, и согрешу пред Богом? Будь и ты таким же, и Владыка твоей жизни будет благоволить тебе.

Гл. 46, ст. 2—4. Рече Бог ко Израилю в видении нощию, глаголя: Иакове, Иакове. Он же рече: что есть? Он же рече ему: Аз есмъ Бог отцев твоих, не убойся изыти во Египет: в язык бо велий сотворю тя тамо: и Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца: и Иосиф возложит рукисвоя на очи твои.

Как хороню было жить патриархам еврейским под ближайшим руководством Самого Бога! Престарелому Иакову нужно выбраться из своей земли — по причине голода — в Египет, но он боится оскорбить этим Бога, Который, как Царь народа израильского, Сам распоряжается и местом его жительства. Бог является ему Сам и ободряет его утешительными словами: не убойся изыти во Египет. «Я, — говорит, — сделаю там из тебя многочисленный народ. Я с тобою пойду в Египет и буду руководствовать тебя до конца. Ты помрешь прежде Иосифа, и Иосиф, возлюбленный сын твой, закроет помертвевшие очи твои». С какой радостию и чувством совершенной безопасности шел Иаков в Египет, будучи предуведомлен о своей будущности! Всякий страх должен был исчезнуть, и все существо старца должно было трепетать несказанною радостию. Он шел к возлюбленному сыну, которого считал давно погибшим. Будущее не тревожило его: оно было ему известно почти так же, как настоящее. А неизвестность будущего в подобных случаях всего более тревожит нас и уменьшает нашу радость. В словах Господа Иакову виден Творец и всеблагий Промыслитель народов.

Гл. 47, ст. 9. Рече Иаков фараону: дние лет жития моего, яже обитаю, сто тридесят лет: малы и злы быша дние лет жития моего: не достигоша во дни лет жития отец моих, яже дни обиташа.

Так, Иаков Богоборец, друг Божий, жил на земле меньше отцов своих и при всей краткости своей жизни он провел ее в самой глубокой горести. Не смущайтесь же, люди праведные, если временное пришельствие ваше на землеисполнено горестей и разных несчастий. Всеблагий Господь не забывает, но помнит вас. Легкое печали вашея, по Апостолу, тяготу вечныя славы соделовает вам (2 Кор. 4, 17).

У Господа нашего такой закон, что блаженствовать можем мы не иначе, как потерпевши много горя: многими скорбями подобает... за грехи. На историю Иосифа можно смотреть как на образец домостроительства нашего спасения. Иаков представляет Отца Небесного; Иосиф — Сына Божия, Который есть перворожден во многих братиях; братья Иосифа — род человеческий или тех людей, которые от плоти его и от костей его по вере в Него и по причащению Тела и Крови Его.

Гл. 48, ст. 17—19. Видев Иосиф, яко возложи отец его руку десную свою на главу Ефремлю, тяжко ему явися: и прия Иосиф руку отца своего отъяти ю от главы Ефремли на главу Манассину, и рече Иосиф отцу своему: не тако, отче: сей бо есть первенец, возложи руку десную твою на главу его. И не хотяше, но рече: вем, чадо, вем: и сей будет в люди, и сей вознесется: но брат его менший болий его будет, и семя его будет во множество языков.

Удивляюсь смотрению Божию о патриархальных семействах, как Господь близок был к патриархам: Он жил и действовал в них, открывая им волю Свою, как друзьям Своим. Патриархи были, в некотором смысле, сами богами: они знали будущее, как настоящее.

В 49 главе Иаков пророчествует о сыновьях своих.

Гл. 50. Иосиф погребает отца своего и сам умирает ста десяти лет.

Оглавление
Сайт управляется системой uCoz