Оглавление книги "Мысли при чтении Святого Писания" Закрыть окно

МЫСЛИ ПРИ ЧТЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ И ДРУГИХ

Гл. 1, ст. 20. Отчего люди праведные удостаиваются небесных видений ночью, во время сна, а не днем, в бодрственном состоянии? Причина, кажется, должна быть следующая: Господь по планам Своей высочайшей премудростиявляет чудеса Свои только в случае крайней надобности и больше домостроительство Свое показывает естественным способом. Явление небожителей во сне людям праведным есть дело очень обыкновенное и естественное: душа таких людей сообщается с миром невидимым во сне, оттого что связь ее с телом в это время всего слабее и удобно может воспринимать тонкое влияние мира духовного. Между тем днем, в бодрственном состоянии, и праведные люди более или менее окружены суетою мира, не дозволяющей душе всецело возноситься горе и беседовать со светлыми духами горнего мира. Только особенное, чудесное действие благодати Божией может их вполне устремлять в область небесную и доставлять им полную возможность созерцать мир духов! Желаешь ли назидательной беседы небожителей — храни себя в совершенной чистоте днем и ночью, и, подобно Иосифу и другим праведникам, ты удостоишься явления жителей мира горнего, которые заботливо следят за нашею жизнию, как братья, направляя ее так, чтобы мы сделались достойными их святого содружества и здесь, но особенно — там, на небе.

Гл. 3, ст. 10. Всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо.

В Палестине деревья большею частию плодовые (фруктовые). Как деревья вырастил Господь с тем, чтобы они приносили плоды, так и людей создал и возрастил Он для того, чтобы они приносили плоды добродетели. У деревьев есть врожденные Богом сила и способность приносить плоды — иначе Бог и не стал бы требовать от них плодов; и люди имеют способность делать добрые дела — иначе Бог и не обязывал бы нас кдобродетели. Деревья, принося плоды, достигают цели своего существования, а не принося их, уклоняются от нее, и потому делаются и для других негодными и сами по себе вялыми и безжизненными, так же — люди. Делая добрые дела, они достигают цели своего бытия, а не делая их или творя только худые дела, они и для Бога делаются негодными плевелами, и сами по себе — вялы и безжизненны по душе и даже по телу, так что никуда не годятся, как только в землю или в огонь.

Ст. 11. Аз крещаю вы водою в покаяние: Грядый же по мне креплий мене есть, Емуже несмъ достоин сапоги понести: Той вы крестит Духом Святым и огнем.

Здесь заметить надобно смирение Иоанна и самое глубокое благоговение к пришедшему Искупителю человеков: я, говорит, крещу вас только водою, обыкновенным, очищающим тело веществом, притом только приготовительно, чрез покаяние, то есть с тем, чтобы приготовить вас к гораздо более важному Крещению посредством очищения ваших грехов; Тот, Кто будет после меня крестить вас, сильнее меня; я и сапоги Его недостоин понести; притом Он будет крестить вас не водою, как я, а Духом Святым и огнем!

Да, Господи Иисусе, только праведники, постигающие Твое величие более всех нас, могут вполне благоговеть пред Твоею славою, а мы, грешные, слепые умом своим, едва созерцаем Твое величие только иногда, и несть страха Твоего пред очами нашими. — Далее здесь стоит особенного внимания Крещение Духом Святым. О Господи! Только отчасти мы можем разуметь величие Крещения Духом Святым и огнем. Знаем мы, что Дух Божий вся исполняет, вся испытует, и глубины Божий, что Он есть Дух истины, Дух Животворящий, Дух чистоты и святости, Дух любви. Каковы же люди должны быть после того, как ты окрестишь их Всесвятым и Животворящим Духом? О, они должны быть святы и животворящи сами, как Свят и Животворящ Дух Божий.

Ст. 12. Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим.

Так, Господи, мир этот — гумно Твое, в котором собраны вместе пшеница и плевелы — добрые и злые люди. По Твоему мановению отделятся некогда на этом гумне пшеница от плевел и Ты возьмешь пшеницу в житницу Свою — праведников в вечные обители небесные, а плевы сожжешь огнем негасающим, то есть грешников повергнешь на вечные мучения адские. — В моей воле состоит быть пшеницею или плевелами; я хочу быть пшеницею, но плоть, мир и диавол делают из меня негодные плевелы. О, как я ужасаюсь, Господи, чтобы смерть не посеяла во мне плевел и я после смерти не подвергся участи плевел! Потреби во мне, Господи, Творче мой, все худое и негодное, очисти меня и претвори меня — нечистые плевелы — в благоприятную для Тебя пшеницу.

Гл. 4. Иисус Христос, вступая на общественное служение, искушаем был от диавола. И всякий человек, чем выше его служение, тем сильнейшему он подвергается вначале нападению от диавола, потому что этот последний старается в самом начале уничтожить то благотворное веяние, какое может произвести со временем в обществе человек, принимающий на себя служение обществу.

Ст. 4. ...не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе, исходящем из уст Божиих.

Познайте хотя бы теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем [законам] той планеты, на которой мы живем. Но и ныне наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она [земля] сгорит, — во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это — та пища, которою живут духи бессмертные — Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, то есть это слово Божие.

Ст. 17. ...покайтеся: приближися бо Царство Небесное.

Когда ближе было к людям Царство Небесное, как не тогда, как Сам Царь этого Царства приблизился к людям во плоти, когда Он, преискренне приобщившись плоти и крови земнородных, жил между ними слишком тридцать три года?

Гл. 5. О блаженствах.

Ст. 23. Аще принесеши дар Твой ко олтарю...

Ст. 27—30. Слышасте, якоречено быстъ древним...

Ст. 33—до 48 включительно.

Гл. 6. О милостыне. Как подавать? Почему тайно? Чтобы не от людей награда была, а от Бога. Бог так устроил, что кто здесь получает воздаяние, тот на небе уже не получит его <?>. О молитве.

Ст. 14. Об отпущении грехов против нас другим... О том, как надобно поститься. (Тайно, не только телесно, но и духовно, освободиться от страстей: не клясться, не прелюбодействовать, не воздавать злом за зло, давать требующим.)

Ст. 33. Ищите прежде Царствия Божия...

Гл. 7. Не судите, да не судими будете... Сучец... бервно... Не дадите святая псом... Просите и дастся... Общий закон, как вести себя по отношению ко всем людям... Всяко древо доброе плоды добры творит (о покаянии: кто добр, тот искренно покается)... а злое древо плоды злы творит (худой человек не принесет благих плодов покаяния). Но... злое древо посекают и во огнь вметают. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет... но творяй волю Отца Моего...

Гл. 8. О исцелении прокаженного; отрока сотникова; о силе веры в том и другом случае людей, требовавших исцеления; об исцелении тещи Петровой.

Ст. 22. Гряди по Мне и остави мертвых погребсти своя мертвецы.

Ст. 26. Востав, запрети ветром и морю, и быстъ тишина велия.

Об исцелении двух бесноватых.

Гл. 9. Исцеление расслабленного; о силе веры.

Ст. 13. Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние.

Ст. 18. О воскрешении дочери Иаира. Об исцелении кровоточивой — далее.

Ст. 25. Ят ю за руку: и воста девица.

Вот действие Творца! Достаточно было взять за руку, чтобы оживить; об исцелении двух слепых; немого — бесного.

Ст. 36—38. Видев народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержени, яко овцы не имущыя пастыря. Тогда глагола учеником Своим: жатва убо многа, делателей же мало: молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою.

Так и нам надобно иметь сострадание о своей пастве, если они смятени и отвержени, яко овцы не имущия пастыря. Надо молиться Богу — Господину жатвы, чтобы Он выслал хороших жателей на жатву, если жатва представляется обильною, а жателей мало.

Гл. 10, ст. 7 и 8. Ходяще проповедуйте, глаголюще, яко приближися Царствие Небесное: болящия изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне прилете, туне дадите.

И в настоящее время проповедники должны преимущественно говорить людям о приближении Царства Небесного. Это всего лучше может действовать на людей, страдающих под тяжким владычеством греха. Описывать это Царство со всею подробностию, как известное земное государство, которое описали очевидцы. Но при описании бросать на Царство Небесное некоторую светлотень <?>, которая необходимо должна быть в наших предметах, которые не совсем нам известны и покрыты некоторым мраком: ...болящия изцеляйте... и прочее. В этих словах апостолам виден Бог во плоти, Творец всего, Которому довольно сказать, чтобы было известное дело или известный предмет — чтобы на самом деле осуществилось это. Может ли так говорить обыкновенный человек? Пусть бы ты сказал мне: болящих исцеляй, а я бы тебе сказал: дай средства, например лекарства, совет, который бы я мог передать больному к его пользе, и прочее. Сам я не в силах, не могу: как я восстановлю порядок в теле больного, когда я не знаю хорошо, что за беспорядок произошел у него в членах и как помочь из беспорядка возникнуть порядку. Как послушается меня эта дивная машина? Как бы мне не испортить ее, неопытному? Так бы я сказал тебе. А здесь этого нет. Сказано — и никто не говорит ни слова: знают, что так и будет. А если бы ты сказал мне: мертвых воскрешай, я счел бы тебя помешавшимся в уме и не счел бы нужным долго говорить с тобою. Я сказал бы тебе только, что один Бог силен есть воздвигнути нас из мертвых, а люди без чрезвычайного дара Божия не могут этого сделать, а когда бы ты сказал: бесы изгоняйте, я сказал бы тебе: разве ты сильнее бесов, так как для того, чтобы изгнать их, непременно надобно быть сильнее их. Но как они — духи бесплотные, хотя и духи тьмы, и были некогда ангелами, сильными крепостию, то, без сомнения, они сильнее тебя, плотяного. Если же ты пересиливаешь их, то или с тобою Бог, или ты — Сам Бог. Но мне известно, что это говорит Бог, и я не нахожу ничего странного в этих словах. Богу свойственно так проявлять Себя.

Ст. 9—10. Не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла: достоин бо есть делатель мзды своея.

Наше дело — служение спасению людей — очень великое и досточтимое. Мы должны быть совершенно преданы своему делу и не думать о деньгах, о пище и одежде; те, для кого мы служим,должны награждать нас за наши неоцененные для них труды из своей собственности. И они не должны никогда поставлять этого на вид нам, потому что, если мы их духовная сеяхом, велико ли, аще их телесная поженем (1 Кор. 9, 11). Мы устрояем вечное спасение бессмертной их души, а сами между тем получаем за это скоропреходящие, тленные вещи: деньги, пищу и одежду для тела.

Ст. 14—15. Иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, отрясите прах от ног ваших: аминь глаголю вам: отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей в день судный, неже граду тому.

Слушают или не слушают нас — мы должны проповедовать. Мы делаем свое дело; если нас не слушают, на неслушающих — Судия праведный, Который в день Суда строго взыщет с них, а мы получим мзду по своему труду.

Ст. 16 и 20. Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие... Не вы будете глаголющий, но Дух Отца вашего, глаголяй в вас... Будете ненавидими всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет.

Нам нужно быть только мудрыми духовно, чистыми и незлобивыми, чтобы Дух Божий был с нами и в нас и действовал чрез нас. Если ненавидят нас ради имени Иисуса Христа, мы должны радоваться. Будем терпеть: только за терпение до конца обещано спасение. Значит, спасение — весьма важное дело, когда оно обещается как награда терпящим до конца.

Ст. 24—25. Несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего: довлеет ученику, да будет яко учитель его, и раб яко Господь его.

Аще господина дому вельзевула нарекоша, колъми паче домашния его...

Ст. 28. Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтесь же паче Могущаго и душу и тело погубити в геенне.

Если Спасителя, Творца и Владыку вселенной, называли поносными именами, то тем более последователей Его не постыдятся называть поноснейшими именами. Нечего слишком бояться тех, которые, грабяще, разрушают лишь ваш <?> дом; надо бояться тех, которые могут ограбить и обнажить душу нашу. Или надо бояться того, который за бедность нашу добрыми делами и за злобы наши может погубить в геенне и душу и тело. Значит, страшная геенна непременно будет, как были убийцы апостолов.

Ст. 30. Вам же и власи главнии ecu изочтены суть.

Такова заботливость об нас Отца Небесного!

Ст. 32. Всяк, иже исповестъ Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене...

Теперь есть много отвергающихся Спасителя пред людьми. Не помышляют они, бедные, какой стыд и ужас ожидают их в будущем — во веки веков. Их отвергнется пред Отцом Сын Божий, Отец будущего века.

Ст. 37. Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин.

Если недостойны Господа те, которые более, чем Бога, любят кровных своих, любовию чистою и святою, внушаемою от самой природы, то как недостойны Его те, которые страстно привязываются сердцем к лицам неродственным, которые любят не по чистым побуждениям!

Ст. 38—39. И иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Обретый душу свою погубит.

Крест был орудием смерти Спасителя, потому что мы заслужили его. Сам Он [Спаситель] был безгрешен. Так как мир доселе все еще лукав, прелюбодеен и грешен, плоть прихотлива, а диавол увлекает на свою сторону сладостию греха, то Крест доселе есть необходимый путь ко спасению. Господь искупил нас на Кресте, — но если мы сами сраспинаемся Ему; Он умер за нас и погребен, — но если мы сами умираем греху и сраспинаемся ему.

Ст. 40, 42. Иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя... И иже аще напоит... мзды своея.

Если вы принимаете нас, то это все равно, что принимаете Господа нашего, а принимая Господа, вы принимаете Отца Его. Но беда — если не принимаете. Каково не принимать своего Творца и Искупителя!

Гл. 11, ст. 7. Чего изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему?

Какое высокое свидетельство об Иоанне, и по лицу Свидетеля и по самому качеству свидетельства! Иоанн противополагается трости, ветром колеблемой. Да, строгость жизни Иоанновой была такова, что его можно было уподобить горе Сион, которая не подвижится вовек. О, если бы всем быть такими твердыми на пути спасения! Но мы все — как трости, ветром колеблемые: гнемся от малого напора страстей во все стороны. Все может отклонить нас от правого пути и подавить наши убеждения в истине непреложности правил веры и нравственности христианской.

Ст. 18. Прииде Иоанн ни едый, ни пияй.

Это был ангел во плоти, так что плоть у него как бы совсем была мертва.

Ст. 25. Исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил ecu сия от премудрых и разумных и открыл ecu та младенцем.

Как сладостно живое представление, что Отец Небесный есть Господь и Владыка неба и земли, который как Хозяин дома, состоящего из многих отделений, везде присущ Духом Своим.

Гл. 12, ст. 8. Господь есть и субботы Сын Человеческий.

Как же не Господь, когда Ты с Ним <?> установил ее!

Гл. 12, ст. 11, 12 и 13. Об исцелении сухорукого. Колъми лучши есть человек овчате?

Если в субботу вытаскивают из ямы упавшую овцу, то не тем ли более можно исцелять в субботу человека? — Об исцелении бесноватого, слепого и немого.

Ст. 24. Сей не изгонит бесы, — говорили фарисеи, — токмо о вельзевуле князи бесовстем.

Ст. 25—28. Всякое царство раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет. И аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его? И аще Аз о вельзевуле изгоню бесы, сынове ваши (апостолы) о ком изгонят; сего ради тии вам будут судии (достойно и праведно). Аще ли же Аз о Дусе Божий изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие.

Ст. 30. Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает.

Ст. 34. Порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще; от избытка бо сердца уста глаголют.

Ст. 36. Глаголю вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем, слово в день судный.

Достойно и праведно: потому что настоящая жизнь вся должна быть употреблена на приготовление к жизни будущей; для нас нет здесь праздного ни дня, ни часа, ни слова, ни дела, все у нас должно быть направлено к одной цели. Нам некогда празднословить.

Ст. 37. От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися.

Если слово доброе, назидательное, то оно оправдает нас; а если худое, гнилое, то осудит.

Ст. 38—43. Книжники и фарисеи просят знамения. Но роду лукавому и прелюбодейному Иисус Христос выставляет на вид только знамение Ионы пророка. Укоряет их примером ниневитян, покаявшихся от проповеди Ионы, и говорит, что здесь — больше Ионы, следовательно, скорее бы надлежало раскаяться. Заранее делает ниневитян судиями книжников и фарисеев. Примером царицы южской, приходившей издалеча слушать премудрость Соломонову, говорит, что здесь больше Соломона, поэтому царицу юга назначает им прежде Своего второго пришествия в судьи им.

Ст. 48. ...кто есть Мати Моя, и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се, мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, тот брат Мой, и сестра, и мати Ми есть.

Исполнение заповедей Божиих делает нас едино с Богом. Духовное родство основывается на исполнении Закона Божия.

Гл. 13. О Сеятеле.

Ст. 16. Ваша блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат.

Ст. 17. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша.

Ст. 23. А сеянное на добрей земли, сей есть слышай слово и разумевая: иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестдесят, ово тридесятъ.

Слово Божие, как солнечные лучи, упадающие на плодоносную почву, быв выслушано и понято добрым человеком, непременно делает плодоносного душу человека, потому что оно живо и действенно и острейше всякого меча обоюду остра. В земной почве есть богодарованные силы произращать по роду и по подобию известное растение; солнце только возбуждает своим светом и теплотою эти силы. В душе человека также есть богодарованные силы плодить из себя также по роду и по подобию, или по известным формам, добрые мысли, чувства и дела. Слово Божие возбуждает эти уснувшие для добра силы, сообщает им энергию и самую сильную способность приносить плоды сам-сто, сам-шестьдесят, сам-тридцать.

Ст. 30. Оставите расти обое (и пшеницу и плевелы) купно до жатвы: и во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою.

Я должен быть непременно пшеницею, потому что на то я родился, на то и все рождаются. На что плевелы Домовладыке — Господу нашему? Они только в печь годны. Но если я — грешник, то я — плевелы. Дай Бог быть мне пшеницею!

Мф. гл. 13, ст. 31—32. ...подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем, еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более всех зелий есть и бывает древо, яко прийти птицам небесным и витати на ветвех его.

Говорится о внутреннем царствии в человеке, которое есть Небесное Царство по тем небесным дарам, которые получает душа верного христианина. Оно поначалу действительно как незаметное горчичное зерно и постепенно возрастает все больше и больше, так что наконец становится как бы большим сеннолиственным деревом, под которым могут укрываться многие. Примеры: Пресвятая Дева Богородица, Которая осеняет покровом Своим весь мир; апостолы, в богомудрых посланиях коих, исполненных духа и силы и всеобщей пригодности, укрываются все благочестивые люди, как в ветвях большого дерева птицы, находя в них и пищу, и покой; святые Божий, например Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Антоний и Макарий Египетские и другие, которых писания и деяния служат для жаждущих благочестия душ прибежищем, к духовному услаждению и спасению.

Ст. 33. ...подобно есть Царствие Небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся.

Царство Небесное подобно закваске, которая способна ничтожным количеством своим заквасить множество растворенной муки. Так и было, и есть. Двенадцать апостолов (очень незначительная закваска для такого количества людей, как весь мир) обратили к Царству Христову весь мир.

Ст. 37 и далее. ...сеявый доброе семя есть Сын человеческий: а село есть мир: доброе же семя, сии суть сынове Царствия, а плевелие суть сынове неприязненнии: а враг всеявый их есть диавол: а жатва кончина века есть: а жателе Ангели суть. Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего: послет Сын Человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие: и ввергнут их в пещь огненну: ту будет плачь и скрежет зубом: тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их.

Как противоположна участь праведников участи грешников после всеобщего Суда. Одни просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, а другие — во тьме кромешной будут вечно плакать и скрежетать зубами от страшных мучений и в гневе на себя самих!

Ст. 44. Паки подобно есть Царствие Небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика иматъ, продает, и купует село то.

Так было и есть: во все времена и во всех местах земного шара много было людей, которые, нашедши сокровище Царствия Небесного, с радостию оставляли все, что имели, и принимались за это сокровище. Было много и богачей, которые для того, чтобы купить это сокровище, продавали все, что имели, и покупали это сокровище милостынею и пожертвованиями.*

Искать нужно добродетель.

Ст. 45. Паки подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущему добрых бисерей: иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имаше, и купи его.

* Далее в рукописи следует фраза, не поддающаяся прочтению.

Ныне равноапостольный князь Владимир, просветивший Русь Крещением, уподобляется этому евангельскому купцу, ищущему добрых бисерей. Чтобы купить многоценный бисер веры Христовой, он вдруг отвергнул язычество и свои буйные страсти и покорился легкому игу Христову.

Ст. 47—50. Паки подобно есть Царствие Небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу, иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон. Тако будет в скончание века: изыдут Ангелы, и отлучат злыя от среды праведных, и ввергнут их в пещь огненную.

Какое прекрасное, бесподобное сравнение! Будущие духовные события представлены так ясно и наглядно в самых простых, обыкновенных действиях и примерах! Представь, как будут извлекать потом из этого житейского моря невод, который брошен рукою Небесного и Вечного Ловца человеков от начала мира, и будет вытащен по кончине его, как сядут у этого невода, в котором будут не рыбы, а все — души человеческие, или люди, и станут хороших складывать в сосуды Царствия Небесного,— а злых выбрасывать вон, в страшный тартар, на вечное уничтожение! Слава, Господи, слову Твоему святому!

ПЯТЬ ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБЫ

Гл. 14, ст. 19—21. И повелев народом возлещи на траве, и приемъ пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом. И ядоша ecu и насыишася: и взяша избытки укрух, дванадесять коша исполнъ: ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей.

Пяти небольших хлебцев и двух рыб достаточно было для насыщения пяти тысяч человек мужчин, изнуренных, голодных, не говоря оженщинах и детях, которых тоже, вероятно, было немало. Познай, христианин, в твоем Сладчайшем Иисусе Христе всемогущего Творца мира, Который, не затруднившись создать из ничтожества такой громадный, светозарный и стройный механизм вселенной, конечно, тем более не мог затрудниться в способе насыщения грубых, вещественных тел людей. Он мог бы поддержать их силы и жизнь одним всесильным словом Своим, так, как целая вселенная носится Его всемогущим Словом; но Ему угодно было насытить их тою пищею, какую дал им в начале, то есть из земных растений (что Он сделал, то сделал некогда <?> хорошо и поправлять Ему Себя не в чем), как таким средством, которое соответствует земляной, стихийной природе человека. Посмотрел бы я, как эти хлебцы разламывались, как долго их ломали, как из них вышло больше пяти тысяч кусков, как потом еще осталось от этих пяти хлебцев гораздо больше остатков, чем сколько было самых хлебов!

Святое Таинство Тела и Крови Христовых представляет и в нашу пору образчик этого насыщения народов хлебами.

Ст. 25 и далее. В четвертую стражу нощи иде к ним Иисус, ходя по морю. И видевше Его ученицы по морю ходяща, смутишася глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша. Абие же рече им Иисус глаголя: дерзайте: Аз есмъ, не бойтеся.

Петр идет к Нему по воде, но начинает сомневаться, устоит ли на воде: потому что ветер был противный, — и утопает. Господь простирает к нему руку, поднимает его и упрекает в маловерии. Господь и Петр влезают в корабль — и ветер утихает. Те, которые были в корабле, пришли и поклонились Ему, говоря: воистину Божий Сын ecu. Да, нельзя, видя это чудо, не возгласить Иисусу Христу: воистину Божий Сын ecu. Ходить по воде такими же ногами, как наши, и с таким же совершенно телом, какое у нас, можно только Богу, для Которого как Творца никакая тварь не может служить преградою на пути, которым Он идет. Даже странно было бы представить, что, например, воздух, или огонь, или вода, или земля как-нибудь могут Ему воспрепятствовать, потому что вся тварь может только служить Ему как ее Художнику, Давшему ей не только форму и пространство, и самые начала и сущность. Бездны мира для Него — также ничто. Он в одно мгновение — везде как Творец, Он бесконечно больше и выше их.

Гл. 15, ст. 28. ...о жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа.

Чего не можно сделать с верою! Все, даже можно сделаться богом. Это не преувеличение: Бог сделался человеком для того, чтобы человека верующего сделать богом. Великое сокровище для христианина вера Божия: она на земле соединяет человека с Богом, делая его участником Божия всемогущества и сообщает ему залог будущего блаженного наследия на небесах. С верою человек и здесь, среди бед, скорбей и болезней, живет весело, утешаясь представлением будущих благ, уготованных ему на небе Отцом Небесным.

Ст. 29—31. И прешед оттуду Иисус, прииде на море Галилейское, и возшед на гору, cede my. И приступиша к Нему народи мнози, имуще с собою хромыя, слепыя, немыя, бедныя и инымноги, и привергоша их к ногама Иисусовыма: и изцели их: якоже народом дивитися, видящим немыя глаголящя, бедныя (увечные) здравы, хромыя ходящя и слепыя видящя: и славяху Бога Израилева.

Слава Тебе, Отче Вседержителю, Пославшему на бедную землю возлюбленного Сына Своего, Полноту Божества и, следовательно, полноту всякой жизни — духовной и телесной, Свою Ипостасную Благость и Премудрость! Какая светлая картина: Бог во плоти обращается с людьми, как нежнейший Отец с детьми — беседует с ними, исцеляет всякие болезни их. Источник жизни сообщается с грешными людьми, подверженными недугам душевным и телесным — всякая болезнь или расстройство в душе или в теле исчезает в людях, которые веруют в Его чудодейственную силу, все становятся здоровы: немые говорят, хромые ходят, слепые видят. Слава, слава Посетителю людей Своих — Богу!

Ст. 32—39. О насыщении семью хлебами и несколькими рыбами 4000 человек мужчин, не считая жен и детей. Спаситель повелевает народу сесть на землю; берет семь хлебов и рыбу, воздает хвалу Богу, преломляет их и дает ученикам Своим, а ученики — народу. Все ели и насытились. Осталось хлебов и рыбы столько, что можно было наполнить еще семь корзин.

Гл. 16, ст. 6—11. Иисус рече им (ученикам): внемлите и блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска. Они же помышляху в себе, глаголюще: яко хлебы не взяхом. Разумев же Иисус рече им: что мыслите в себе, маловери, яко хлебы не взясте; не у ли разумеете, ниже помните пять хлебы пятим тысящам, и колико кош взясте; не ли седмъ хлебы четырем тысящам, иколико кошниц взясте; како не разумеете, яко не о хлебех рех вам внимати, (но) от кваса фарисейска и саддукейска.

Не без причины Господь с гневом обращается к ученикам, которые подумали, что Он говорит им о хлебах, зачем они не взяли их? Странно представить, как сами апостолы до сошествия на них Святого Духа были маловерны — до того, что и самые поразительные, самые явные чудеса не сделали их свободными от неверия. С каким прискорбием Господь смотрел на их неверие! Как Он хотел, чтобы они без малейшего сомнения веровали в Его всемогущество! Для чего было чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами, для чего сами апостолы раздавали народу чудесные хлебы, как не для того, чтобы их преимущественно уверить в Своем Божественном всемогуществе?

Ст. 24 и далее. ...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет.

Гл. 17, ст. 2. И преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет.

Нас тоже ожидает преображение от тленного тела в нетленное, от темного в светлое. Но это только для добродетельных. Хотя тела грешников будут нетленны, но они будут мучиться и не будут светлыми.

Ст. 6—7. И слышавше ученицы падоша ницы и убояшася зело. И приступлъ Иисус прикоснуся их и рече: востаните и не бойтеся.

Каждый раз, когда люди слышат глас Господень или ощущают присутствие Божие, они приходят в ужас. Да, страшно, когда Владыка твари говорит с нею!

Ст. 15 и далее. ...Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет... И приведох его ко учеником Твоим и не возмогоша его изцелити. Отвещав же Иисус рече: о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами? доколе терплю вам? приведите Ми его семо.

Прискорбно было для Господа слышать от посторонних, что ученики Его не могли изгнать беса из человека. В который раз Он видит, что приближенные Его все еще недостаточно убеждены в Его Божественном всемогуществе. Теперь опять — то же. Этим, кажется, можно объяснить Его неласковый ответ человеку, просившему исцелить сына своего. И запрети ему Иисус, и изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того.

Стоило только Господу запретить бесу, чтобы он не смущал отрока — и бес беспрекословно повинуется. И ныне именем Господним запрещают бесов при крещении младенцев. Отсюда разительно открывается величие и всемогущество Господа!

Ст. 19—21. Ученики наедине спрашивают Господа: почто мы не возмогохом изгнати его; Иисус же рече им: за неверствие ваше: аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно (не говорю больше, например как дерево), речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом.

О Божественная сила веры! Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа, как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при посредстве ее чрезвычайные дела, например переставлять горы с места на место. Всамом деле, что стоит это для всемогущества Божия? Если земля, которой тяжесть по причине огромного количества весу почти невозможно исчислить, держится в пустом пространстве мира, ничем не поддерживаемая, если бесчисленные миры, большая часть которых превосходит величиною нашу землю, также вращаются, подобно легким мячам, в пространствах неба силою притяжения и отталкивания, то не пойдет ли со своего места по слову разумной твари, преданной своему Творцу и верующей в Его бесконечное могущество, какая-нибудь земная гора, какая-нибудь масса земного вещества? Духу естественно повелевать вещественною природою: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере таким он создан и таким быть должен. Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас. Возвративши себе первобытное господство, соделавшись по живой вере едино с Господом, Творцом мира, (тогда) мы увидим, что может <?> человек верующий, святой, богоподобный: он делается как бы богом.

Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а как чрез плоть действует весьма часто диавол, постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола; значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божий. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.

Ст. 24. В Капернауме приступают к Петру сборщики податей и говорят ему: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он отвечает: «Да». Петр еще не успел сказать об этом Господу, как Он сказал ему: «Как ты думаешь, Симон? Цари земные от кого принимают дани или подати? От своих ли сынов или от чужих?» Петр говорит: «От чужих». Иисус отвечает: «Итак, сыновья свободны?» (А Спаситель — Сын Отца Небесного). «Но чтобы не соблазнить их, ступай, брось на море удицу и какую прежде поймаешь рыбу — возьми; разинувши ей рот, ты найдешь в ней статир: возьми его и отдай им его за Меня и за себя».

Вот как делает Владыка неба и земли! Как Единородный Сын Отца Небесного, Владыки и Царя всего мира, Он не должен был бы по всей справедливости платить за себя и за апостолов как верных чад Отца Небесного дани царям земным; но чтобы не заставлять говорить о себе невыгодно людей, требовавших подати, Он расплачивается и очень просто, и очень щедро, как полновластный Владыка земли и моря — заимствуя плату не у людей, а из моря, из уст рыбы! Видишь Его владычество Божественное? Видишь всеведение? Он видит в море рыбу с драгоценным камнем в устах, прежде чем брошена удица, и вдали от моря!

В БЕСЕДУ

Мф. гл. 18, ст. 10 и далее. Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангелы их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго.

Почему же особенно должно остерегаться, чтобы не соблазнить кого-либо из верующих в Господа? Потому что Сам Сын Божий явился на землю во плоти именно с тем, чтобы найти и спасти погибшего. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго.

Ст. 12 и далее. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятдесят и девять в горах и сшед ищет заблуждшия? И аще приключится обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих.

Примечай здесь: Спаситель недаром употребил такое сравнение, то есть назвал Себя неопределенно некиим человеком или домохозяином, у которого есть сто овец. Под овцами Своими Он разумеет всех разумных тварей Своих — и Ангелов и человеков так же, как Он обыкновенно в Евангелии всех людей именует овцами Своими, а Себя Пастырем. Итак, смотри: у Господа имение заключается, между прочим, в ста овцах. Эти овцы — разумные и словесные — Ангелы и люди. Одна из этих овец заблудила. Кто же эта заблудшая овца? — Человек или весь род человеческий — от Адама до последнего человека, который родится в последний день мира, потому что Господь для всех воплотился, пострадал и умер. Видишь, как много овец у Господа; по причине множества Он считает их не по нашему, человеческому счету: все люди от начала мира до конца принимаются за одну овцу; мир ангельский составляют девяносто девять овец. Чтобы иметь тебе достаточное понятие о числе Ангелов на небе, служащих Господу день и ночь (по нашему), возьми число людей — от первого человека наземле до самого последнего, какой родится в последний день мира, девяносто девять раз — и ты получишь число Ангелов Господних, обитающих на небесах. Положим, что число всех людей от начала мира доныне есть септиллион — такое число, до которого люди никогда не доходят и не дойдут в своих счетах, потому что нужно было бы считать несколько лет, — Ангелов всех будет девяносто девять септиллионов. Видишь, как у Господа Бога много разумных и словесных тварей, чистых и святых, умеющих служить Своему Творцу правдою, святостию, благодарением и славословием, не так, как человек, который грешен и весь — скверна, забывает Бога каждодневно и, как тварь неразумная, не знает о долге благодарения и славословия Своему Создателю. И Господь Бог не оставил нас, заблудших, покрытых гнойными струпьями грехов и нечистых овец Своих. Так как мы обложены плотию и по причине ее грубости не могли возноситься умом и сердцем к Создателю своему, помрачили в себе свет Его, заблудились по собственному нерадению, то Он Сам облекся плотию для того, чтобы люди увидели животворный свет очей души своей, чтобы Ему Самому взыскать и спасти погибшую вдали от Него овцу Свою. Смотри: Он оставил для нас девяносто девять лучших, верных овец Своих в горах, то есть в горних пространствах неба, и пошел к нам, на землю, искать одну заблудившуюся овцу. Нашедши ее, Он взял ее на рамена Свои и с радостию принес к Отцу Своему. Видишь, как любит нас Отец Небесный и Сын Его Единородный. Можно ли отчаиваться о <?> своем спасении тем, которые сами <?> стараются о нем?..

Далее — о двух должниках.

Гл. 19, ст. 13—15. ...приведоша к Нему дети, да руце возложит на них и помолится: ученицы же запретиша им. Иисус же рече им: оставите детей и не возбраняйте им прийти ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное. И возложъ на них руце, отъиде.

Вот кому только легко достается Царство Небесное! Невинным детям, если они, не испортившись от душетленного дыхания мира, перейдут в будущей век чистыми и простыми.

Ст. 23. Иисус рече учеником Своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное: паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглини уши пройти, неже богату в Царствие Божие внити. Слышавше же ученицы Его, дивляхуся зело, глаголюще: кто убо может спасен быти? Воззрев же Иисус рече им: у человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна.

Значит, Господь и богатого легко может спасти, хотя для людей кажется и невозможным, чтобы богатый вошел в Царствие Небесное, когда вход этот для него так тесен, как для каната — иглины уши. Но канат, сказано, удобнее может пройти сквозь ушко иголки, чем богатый войдет в Царство Небесное. Да, Господи, Тебе вся возможна суть, не возможно же Тебе ничесоже. Это утешает меня. Я верую, что Твоя благость, премудрость и всемогущество найдут средства спасти меня, грешного.

Ст. 27—30. ...отвещав Петр рече Ему: се, мы оставихом вся и в след Тебе идохом: что убо будет нам? Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедший по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома: и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит: мнози же будут перви последний, и последни первии.

Оставихом вся — то есть не рыбарские только сети и самое незначительное состояние свое, а особенно страсти, прихоти, склонности и привычки мира. Господь отвечает: в пакибытие сядете вы на двоюнадесяте престолу судяще. Замечательно слово: пакибытие, то есть вторичное бытие. Каждый человек будет иметь два бытия, две жизни: одну — временную, а другую — вечную и бесконечную. Вечная жизнь будет совершенно отлична от этой временной, планетной жизни, мы наследуем ее после смерти, служащей концом земного нашего бытия, и потому-то она называется пакибытием. Апостолы назначаются в судьи двенадцати коленам Израилевым в сообразность с их понятиями о Царстве Мессии. Какое множество подсудимых! Весь народ израильский со времени рождения его на двенадцать колен и имеющий существовать до конца мира придет на суд двенадцати рыбарей. Но не то еще ожидает верных последователей Христовых, жертвующих для Господа всем, что для них дорого в этой жизни. Они в сто раз (говорится неопределенно) больше получат, чем сколько оставили, и в добавок наследуют блаженную вечность. Та жизнь во всем будет отлична от настоящей: многие, бывшие здесь первыми, там будут последними. Здесь первенство зависит от заслуг царю и обществу, от происхождения, от блестящих природных дарований, от искательного характера, от хитрости,пронырства и других условий. Там этого не будет. Чье нравственное совершенство выше других, тот и будет выше, тот и будет первенствовать. На земле и первенство, если можно так выразиться, земное, стихийное, определенное условиями жизни на этой планете, на которой мы живем, где неправда часто поставляет престол свой и где внешние достоинства часто берут верх над внутренними.

Гл. 20, ст. 1 —14. Подобно есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде зело утро наяти делатели в виноград свой, и совещав с делатели по пенязю на день, посла их в виноград свой. И изшед в третий час, виде ины стоящя на торжищи праздны, и тем рече: идите и вы в виноград мой, и еже будет правда, дам вам. Они же идоша. Паки же изшед в шестый и девятый час, сотвори такоже. Во единыйженадесятъ час изшед, обрете другия стоящя праздни и глагола им: что зде стоите весь день праздни; глаголаша ему: яко никтоже нас наят. Глагола им: идите и вы в виноград (мой), и еже будет праведно, приимите. Вечеру же бывшу, глагола господин винограда к приставнику своему: призови делатели и даждъ им мзду, начен от последних до первых. И пришедше иже во единыйнадесятъ час, прияше по пенязю. Пришедше же первии мняху, яко вящше приимут: и прияша и тии по пенязю: приемше же роптаху на господина, глаголюще: яко сии последний един час сотвориша, и равных нам сотворил их ecu, понесшим тяготу дне и вар. Он же отвещав рече единому их: друже, не обижу тебе: не по пенязю ли совещал ecu со мною; возми твое и иди: хощу же и сему последнему дати, якоже и тебе.

Человек домовитый есть Господь наш Иисус Христос; Он вышел нанимать делателей в виноград Свой, то есть в виноград духовный: люди имеют способность и цель изгнетать из себя вино духовное — дела добрые.

Человек домовитый выходил пять раз нанимать делателей в виноград Свой: рано утром, в третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы. Эти периоды означают периоды бытия рода человеческого, или бытия мира и бытия каждого человека в отдельности. Сначала говорится, что Он изыде зело утро наяти. Это значит: вскоре после того, как сотворил человека. Так, Им наняты были в виноград Свой Адам и другие люди первобытного мира. Они делали в винограде Его, приумножая вверенные им от Него таланты. Затем видим делающими в Его винограде — послепотопных патриархов Ноя, Авраама, Иссака, Иакова и других, затем пророков, благочестивых царей и других праведных мужей. Время после потопа равняется третьему часу великого дня мира. Затем шестому часу, времени полного света, равняется светозарное время Нового Завета. В это время делали апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники и другие. Девятому часу равняется позднее время бытия мира; одиннадцатому — самое позднее, последнее время. Во все эти периоды были, есть и будут в винограде Господнем делатели, которые умножают достояние Владыки мира чрез разрабатывание духовной почвы души человеческой, имеющей способность плодить из себя добрые дела, как сладкое вино Святой Троице. Впрочем, эти времена дня (раннее утро, 3-й, 6-й, 9-й и 11-й часы) означают и периоды жизни каждого человека в отдельности. Иного Господь нанимает в виноград Свой зело утро,то есть во время самой ранней его молодости, и мы знаем людей, которые начали работать Господу с отроческих лет и работали до глубокой старости; других Господь призывает в третий час дня их жизни — в летах юности, и они с этого времени работают Ему; третьих — в 6-й час, в зрелом возрасте, четвертых — в 9-й час, под вечер их жизни, пятых, наконец, в глубокой старости, или под самый конец их жизни. Все получают одинаковую цену за свои труды по благости щедрого Господа. Не отчаивайся же, душа моя, в своем спасении: только старайся достигнуть его. Впрочем, советую тебе работать не столько из-за пенязей, из-за мзды небесной, сколько ради Самого Господа. За бескорыстие, усердие и преданность Господь заплатит тебе весьма щедро.

А сказано: приимет кийждо мзду по своему труду.

Мф. 20, ст. 26—28. Служением человечеству приобретается седение одесную Сына Божия в Царствии Небесном.

Так важна эта добродетель. Кто усердно, чистосердечно и бескорыстно служит существенным нуждам людей, тот подражает Сыну Божию, Который не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих.

Пастыри стада Христова! Пользуйтесь своим званием к вашему спасению и получению высоких достоинств в Царстве Сына Божия. Служите пасомым усердно, чистосердечно и по возможности бескорыстно: ваше служение на небе ценится очень высоко.

Ст. 34. Милосердовав Иисус прикоснуся очию има (слепцов Иерихонских): и абие прозреста очи их, и по Нем идоста.

Лобызаю пречистые, всемощные руки Твои, Сладчайший Иисусе, животворно прикасающиеся к нашему немощному естеству. Я вижу здесь ясно Творца мира и людей: как искусному механику ничего не стоит поправить самую искусную и нежную машину, потому что он мастер ее и имеет у себя всякие инструменты и материалы для исправления ее, так Творцу мира тем более ничего не стоит исправить повредившуюся в каком-нибудь месте машину тела человеческого, так как Он Мастер ее и в Его творческом уме и слове заключаются все средства не только к исправлению повредившейся машины, Им созданной, но и к созданию вновь (одним словом) какой угодно машины, какого угодно размера.

Человек! Отвечай мне: почему огромная машина мира не портится от времени и от такого долгого обращения, а твоя маленькая, незаметная в сравнении с миром, микроскопическая машина так скоро портится и повреждается? Оттого, что вселенную, или мир видимый, наполняет Собою Дух Божий — Дух Животворящий (Дух Господень исполни вселенную (Прем. 1, 7), оттого, что мир, как бессмысленная тварь, носится сильным глаголом Божиим, — а твое тело наполняетсобою и проникает душа твоя беззаконная, грешная. А может ли не быть, повреждений, может ли быть правильный ход, правильная жизнь там, где не следуют закону жизни, указанному Богом? Твои болезни телесные большею частию — плод беззаконий твоей души. А так как ты суете своей подчинил и неразумную тварь, то из-за тебя и она скоро повреждается и разрушается, и она вместе с тобою воздыхает и болезнует, желая освободиться от работы тлению.

Гл. 21, ст. 3. ...Речета, яко Господь ею требует: абие же послет я.

Так сильно и действенно слово Господа как Владыки всей твари — словесной и бессловесной. Словесной твари принадлежит бессловесное животное — осел. Господу понадобился осел: Господь видит его, хотя он далеко от Него и никому нельзя увидеть, и посылает учеников отвязать его от столба, к которому он привязан, и привести к Нему. Ученики исполняют волю Господа, идут, находят осла, отвязывают его. Хозяин спрашивает: зачем вы отвязываете его? Те отвечают, что Господь требует его — и хозяин, не говоря ни слова, отдает своего осла, не зная, кому и на что. Так убедительны были для него простые слова учеников: Господь его требует. Тварь разумная — человек — тайно, но внятно слышала и ощущала в словах учеников слова Владыки всей твари и не могла ничего отвечать против них; тварь бессловесная взята для удовлетворения надобности Того, Кто ни в чем не нуждается.

Ст. 14. ...И приступиша к Нему хромии и слепии в церкви: и изцели их.

Везде вижу благодеяния и чудеса Сладчайшего Иисуса.

Ст. 16. Из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу.

Бог может совершить Себе хвалу чрез камни: Аще сии умолчат, камение возопиют.

Может ли слава Творца всяческих не проторнуться наружу во гласе тварей? Может ли свет Божества, в тысячу раз светлейший солнечного, сокрыться под завесою вещественною или даже разумной твари? Никогда, никогда. Тогда тварь была бы больше и сильнее Творца. Тварь ничего не значит для Него, когда Он хочет творить Своя хотения... Бездны небесные с миром и бездны моря исчезают тогда пред Ним.

Ст. 19. Узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница.

Силен глагол Твой. Но для чего Ты проклял невинную смоковницу? Чтобы нам, виновным в своем неплодии, дать урок.

Ст. 33 и далее. О винограде.

Гл. 22. Царство Небесное уподобляется человеку царю, который сделал брак своему сыну и послал рабов своих призвать на брак званных, а они не хотели прийти. Потом послал других рабов, говоря: скажите званным, что обед мой совсем готов: придите на брак. Званные, пренебрегши приглашением, ушли — кто на поле свое, кто на куплю. А другие, схватив рабов его, досадили им и убили их. Эту горькую истину мы видим и читаем в жизни людей не только нашего положительного века, но и всех времен. Господь чрез святое Слово Свое, чрез голос совести и голос природы, также чрез обстоятельства жизни приглашает всех в небесный чертог. И как многие не хотят идти; как многие, пренебрегаяприглашением, как будто чуждым, посторонним для них, отходят кто на поле свое, кто на куплю, кто и куда. Другие даже досаждают проповедникам Евангелия. Что же сделает праведный и долготерпеливый Царь? Страшно представить, что Он сделает со Своими дерзкими подданными: Он град их сожжет небесным огнем, то есть землю, на которой живут люди, спалит, как сухой хворост, для того, чтобы она никому не напоминала о черной неблагодарности подданных Небесного Царя. Где же будут неблагодарные? Они спасутся от стихийного огня — для того, чтобы быть вверженными во огнь вечный, не стихийный.

Ст. 32. Аз есмъ Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковлъ; несть Бог Бог мертвых, но Бог живых.

Как несомненно то, что мертвецы наши живы у Господа Бога! Отходя от тела, они только входят ко Господу, от Которого разлучала их здесь темница тела.

Ст. 37—40. ...Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят.

Имей всегда эти заповеди великого Законоположника — Бога и старайся исполнять их. Как они важны: весь Закон Моисеев и Пророки, как они ни обширны, главным образом говорят то же, что две эти заповеди.

Гл. 23, ст. 9. Отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш,, Иже на небесех.

Отец всякой твари, а следовательно и наш, Один — на небе. Земные родители — посредники нашего рождения. Господь ввел нас в мир сей чрез них, как чрез какой канал: от них мы получили телесную оболочку со всем чудным механизмом тела, устроенным изначала премудрым Художником мира и потом продолжающим образовываться по данному однажды навсегда образцу и закону.

Ст. 24. Вожди слепии, отцеждающие комары, велблуды же пожирающе.

Много есть и ныне таких вождей. Они обращают внимание на мелочи и стоят за них, а предметы, стоящие внимания, пропускают мимо глаз и ушей.

Гл. 25, ст. 14—15. Ч.еловек некий отходя призва своя рабы и предаде им имение свое (землю, жизнь, здоровье, способности): и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, кому ждо противу силы его: и отъиде абие.

Человек отходящий есть Господь, вознесшийся на небо и имеющий прийти взять отчет с рабов Своих — всех людей — о том, как они употребили Его имение. Замечательно, что количество талантов соображено Раздаятелем с силами приемлющих таланты. Не ропщи же никто, что тебе дано мало: тебе дано по твоим силам. Если бы дали тебе больше, ты не перенес бы и испортился.

Ст. 31 и 32. Егда приидет Сын Человеческий... соберутся пред Ним ecu языцы.

Пред Судиею всего мира соберутся ecu языцы, то есть все народы, какие были от начала мира до второго пришествия, и все — в измененном виде, нетленные, тонкие. На Суде этом оправдывают и доставляют блаженное бессмертие дела милосердия. Помни же это всегда и не ленись подавать милостыню.

Гл. 26. Жена возливает драгоценное миро на главу возлежащего Иисуса. Чем же, между прочим, награждает ее Владыка мира и Творец веков? Он дарит ей на память Свое всемогущее слово, по которому везде, во всем мире, до скончания века будут вспоминать о поступке ее. Замечательно, что с Господом все делалось по пророчествам: Сам Он нередко замечает, что подобает исполнить всяку правду, как сбудутся Писания, яко тако подобает быти (ст. 54) и прочее. И евангелисты еще чаще замечают: да сбудутся Писания и прочее. Из одного этого узнаю я в Сладчайшем Иисусе Сына Божия, Искупителя мира.

Гл. 27. Лишь только пригвоздили Господа ко кресту — сделалась тьма по всей земле; лишь только испустил дух, мрак прошел, но его место заступили землетрясение, каменераспадение, раздрание завесы, воскресение мертвецов. Кто не видит здесь, что на кресте висит Творец мира, Сын Божий? Тогда как кора земли стонала, так сказать, от ужаса Богоубийства, совершенного на поверхности ее, внутрь ее проникла оживляющая жизнь Божества и воскресила мертвых святых. Слава долготерпению Твоему, Господи!

Гл. 28. Воскресение ознаменовывается землетрясением: молниевидный Ангел сходит с неба, отваливает камень от гроба и сидит на нем. Его одежда бела, как снег, — от внутреннего света. От страха его потряслось все существо воинов, и они омертвели. Тогда как Ангел одних поразил таким ужасом, мироносиц успокаивает следующими словами: «Вы-то не бойтесь. Я знаю, что ищете Иисуса распятого, Которому я служу. Здесь нет Его: Он воскрес, как Сам предсказал. Вот посмотрите место, где лежал Господь». Слава воскресению Твоему, Господи!

Апреля 26 дня1856 года

Оглавление
Сайт управляется системой uCoz