Все, что около человека, - не его, а Божие, и все, что у человека, - Божие, а не его.
Другие темы из дневника Иоанна Кронштадтского Закрыть окно

И время течет не останавливаясь, и тело мое при жизни ещепостоянно меняется и преходит, и мир весь, как видно по его движению, тоже преходит и как будто поспешает к предположенномуконцу своему, как заведенная машина. Где же постоянное? Постоянное - то, что всеэто движет и направляет к своим целям; постоянна первая причина всего сложного исотворенного, которая сама не сложна и потому не преходяща, вечна; постоянны ещесозданные по образу первой Вины духи Ангелов и человеков. Все остальное - мыльныйпузырь. Не унижаю этими словами творения, но говорю так о нем сравнительно с Творцоми с блаженными духами.

Ограниченность человека примечаема из рассматривания его по отношению ко всему мируБожию, громадному, светозарному, в частности, к огромным расстояниям неба от земли; по отношению к стихиям земным, которые часто страшно враждуют против него, сожигаяего или его имущество, потопляя его или его жилище, корабль и прочее, раздувая бурнымдыханием или иначе; по отношению к животным, которые большею частию живут вне всякойзависимости от него и далее наводят на него страх; по отношению к растениям, которыетак прекрасно одеваются, живут часто дольше его и выходят из земли совершенно безего ведома и искусства; наконец, по отношению даже к своему телу, которое томитего часто чувством голода, жажды, покоя и пр. Все, что около человека, - не его, а Божие, и все, что у человека, - Божие, а не его.

Люди неправильно смотрят на жизнь свою как на собственность,которою будто бы они имеют право располагать по-своему: она - дар Божий; Господьберет ее, когда Ему будет угодно. Это мы видим почти на каждом шагу.

Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Господь даде, Господь отъят... буди имя Господне благословено [Иов. 1, 21]. Вы привыкли смотреть на тело свое, как на неотъемлемую собственность, но это крайне несправедливо, потому что ваше тело - Божие здание.

Ты в горести души своей желаешь иногда умереть. Умереть легко, недолго; но готов ли ты к смерти? Ведь за смертью следует суд всей твоей жизни [Евр. 9, 27]. Ты не готов к смерти, и если бы она пришла к тебе, ты затрепетал бы всем телом. Не трать же слов по-пустому, не говори: лучше бы мне умереть, а говори чаще: как бы мне приготовиться к смерти по-христиански - верою, добрыми делами и великодушным перенесением случающихся со мною бед и скорбей и встретить смерть без страха мирно, непостыдно, не как грозный закон природы, но как отеческий зов бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, в страну вечности. Вспомни старца, который, утрудившись под своим бременем, захотел лучше умереть, чем жить, и стал звать к себе смерть. Явилась - не захотел, а пожелал лучше нести тяжкое бремя свое.

Братья! какая цель нашей жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в таинствах, нам опочить по смерти в Боге - покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: упокой, Господи, душу раба Твоего. Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28], - говорит Господь. Вот покойники наши, христианскою кончиною уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?

Другие темы из дневника Иоанна Кронштадтского Закрыть окно

Оглавление
Сайт управляется системой uCoz