Оглавление | Публикуется по материалам брошюры «Добрый Пастырь» изд. Александро-Невской Лавры СПб 1994 |
Краткое жизнеописание Ивана Ильича Сергиева (Иоанна Кронштадтского) устами его современника |
Биография | День | Детство | Первые шаги | Законоучительство | Проповедничество | Подвижничество |
Законоучительство
о. Иоанна Кронштадтскаго.
С 1857 года началась
деятельность о. Иоанна, как законоучителя. Сначала он давал уроки в
кронштадтском уездном училище, а с 1862 года в кронштадтской гимназии. Нечего и
говорить, что все воспитанники этих заведений не менее духовных его детей
любили своего добраго, ласковаго, благочестиваго наставника и «батюшку». Он не
ставил «двоек», не резал на экзаменах, не задавал уроков, а вел только в часы
своих уроков «беседы», и эти беседы остались неизгладимыми в памяти учеников на
всю жизнь.
– Уроки о. Иоанна
рельефами запечатлевались в нашем юном мозгу, – говорил впоследствии директор
Х-ской гимназии г. Ф., бывший в числе первых учеников кронштадтскаго пастыря.
И действительно, на
публичных экзаменах ученики о. Иоанна отвечали по Закону Божию все прекрасно,
так что между ними было первых и последних.
Талант преподавателя
составлял одну из особенностей богатой натуры необыкновеннаго священника; его
уроки ожидаются учениками, как редкое праздничное удовольствие; его слушают,
затаив дыхание, следя за каждым движением и выражением его ясных голубых глаз,
в которых столько свету и блеску, что, кажется, они все вокруг себя озаряют.
«Батюшке» не надо повторять сказаннаго, и во всем классе не найдется ни одного
мальчика, который бы не понял или не слышал его; спросите любого, внезапно
прервав урок, и он сам повторит все до мельчайших подробностей. Случалось,
директор обращал внимание законоучителя на заведомо лениваго или дурного
ученика, просил его заняться мальчиком, но о. Иоанн не узнавал у себя в классе
этого аттестованнаго ленивца, да и сам директор, присутствуя на уроке Закона
Божия, дивился происшедшей перемене. О наказаниях учеников о. Иоанн не думает;
не потому, чтобы он слишком был снисходителен, а потому, что сами ученики считали
самым большим для себя наказанием, если «батюшка чем-то недоволен». И они
примут все меры, лишь бы снова видеть улыбку и удовольствие на добром лице
своего законоучителя.
Дети, ученики школ,
видели в отце Иоанне истиннаго «отца», строгого и добраго, ласковаго и
взыскательнаго, Его уроки были скорее удовольствием, отдыхом, чем обязанностью,
работой. Это не сухое учение, а живая беседа, увлекательная речь, интересный
разсказ.
***
О. Иоанн поучал своих
учеников меткими и короткими изречениями, из которых многия остались до сих пор
в памяти гимназистов. Вот некоторые.
– Когда молишься,
помни всегда, что ты беседуешь с Богом, Отцом щедрым всякаго утешения,
неизменяемым, неутоляющимся нашими прошениями, и Который всегда бесконечно
благ, премудр, всесилен, Коему по безконечной благости, премудрости и
всемогуществу так всегда удобно исполнять твои прошения, как тебе легко
помыслить об них и искренно пожелать их, как легко выговаривать слова прошений,
и даже безконечно легче. Помни это и никогда не унывай на молитве.
—
– Помни, что сердечно
и твердо веруя во Христа, спасемся в жизнь вечную. Помяни, как Св. Церковь из
верных своих последователей никого не погубила, а всех спасла благодатью
Божиею. Дела Спасителя и Церкви над верующими говорят сами за себя. – Дела сомнения
и неверия в душе человека, убивающия его душу и тело, говорят также сами за
себя.
—
– Нет ничего ближе к
нам Бога. Он – Бог сердец, а сердце, в свою очередь, всего к нам ближе; это
существо наше, сущность наша.
—
– Говори и делай всякую
правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости и
нерешительности. «Не даде бо нам Бог Духа боязни, но силы и любве». Господь наш
есть Господь сил.
—
– Научись вспоминать
и произносить имя «Бог» всегда с великою верою, благоговением, любовью и
благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно.
—
– На молитве нужно
искреннее сожаление о своих грехах и искреннее раскаяние; – перечисляя грехи в
молитвах означенные, говорить их, чувствуя сердцем, как бы свои собственные. –
Еще нужно пламенное желание не согрешать теми же грехами впредь.
—
– Колокольный звон – зов на беседу с Богом,
детей с Отцом, зов на явку пред Него.
—
– Учитесь молиться,
принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать
себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя.
—
– Уважай себя, как
образ Божий: помни, что этот образ – духовный, и ревнуй об исполнении заповедей
Божиих, возстанавляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать
малейшую заповедь Божию; это нарушение разрушает в нас подобие Божие и
приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии,
тем больше будешь уподобляться диаволу.
—
– Научись подавлять
свое сердце силою Имени Господня и своей воли в то время, когда оно больше
всего страдает порывом самолюбия, когда оно готово всех и все разить и ломать.
—
– Чаще приводи себе
на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным,
предохраняешь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы
свое зло приписываем другому.
—
– К молитве, пред
иконами или, без них, нужно приступать всегда с полною надеждою на получение
просимаго, например от скорби, душевной болезни и грехов, потому что и прежде
тысячу раз получаема была явная милость от Господа или Владычицы, и не
надеяться на получение просимаго или сомневаться в слышании молитвы было бы
крайним безумием и слепотою.