|
|
Краткое жизнеописание Ивана Ильича Сергиева (Иоанна Кронштадтского) |
Биография | День | Детство | Первые шаги | Законоучительство | Проповедничество | Подвижничество |
Подвижничество о. Иоанна
Своей святой жизнью, смирением и непрестанной молитвой отец Иоанн снискал дар исцеления и прозорливости. По его молитве совершалось множество дивных чудес. Сам Батюшка так рассказывал своим сопастырям-священникам о первом чуде: "Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу думал я иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для боляшаго исцеления. И Господь послал ему милость Свою он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога молиться за тех, кто будет этого просить."
Молитвой и возложением рук св. Иоанна излечивались самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильной. Исцелялись бесноватые, прозревали слепые, были засвидетельствованы случаи воскрешения умерших. Так, у одной женщины, Елизаветы, во время беременности умер в утробе плод. Началось заражение крови, и сама она была уже при смерти. Врачи настаивали на необходимости срочной операции, но она не соглашалась на нее, а просила приехать отца Иоанна. Прибывший на другой день Батюшка полчаса, при закрытых дверях, молился над умиравшей. Неожиданно он распахнул двери и громко сказал: "Господу Богу было угодно сотворить чудо и воскресить умерший плод. Лиза родит мальчика". После отъезда отца Иоанна врачи не могли поверить своим глазам: плод ожил, температура стала нормальной. В ту же ночь Елизавета разрешилась здоровым мальчиком.
Удивительны заочные исцеления по письмам и телеграммам, которые сотнями приходили в Кронштадт. Однажды в городе Вознесенске Херсонской губернии восьмилетняя девочка умирала от дифтерита. Она была из немецкой семьи, исповедующей лютеранство. По совету православных знакомых послали вечером телеграмму отцу Иоанну. Девочка, проснувшись утром, рассказала, что к ней приходил некий священник и описала его наружность. Вскоре она совершенно выздоровела. Когда ей показали портрет отца Иоанна, она воскликнула: "Вот этот самый приходил ко мне, подошел к моей кровати и сказал: "Будешь здорова!"". Сотни подобных случаев помощи Батюшки Иоанна опубликованы в посвященных ему книгах.
Духом Святым отец Иоанн прозревал то, что происходило за много сотен километров; ему часто было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые. Однажды, служа литургию в церкви московского военного учреждения, отец Иоанн неожиданно подошел к одному офицеру и, не сказав ни слова, поцеловал его руку. Молодой офицер, и не помышлявший тогда о священстве, впоследствии стал святым подвижником, Оптинским старцем Варсонофием.
Подобно великим российским святым, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, Иоанн Кронштадтский удостаивался несколько раз посещений Самой Пресвятой Владычицы Богородицы, описанных им в своем дневнике.
Вся верующая Россия знала о великом и дивном чудотворце. Ежегодно Кронштадт посещало более 20 тысяч паломников, а позднее их число достигло 80 тысяч. На одной первой неделе Великого поста собиралось до 10 тысяч человек.
Отец Иоанн обычно поднимался очень рано, в 3 часа утра, он молился, готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Из-за огромного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна им была введена, по необходимости, общая исповедь. На всех участников и очевидцев она производила потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 человек, всегда бывал полон, и причащение из нескольких чаш продолжалось нередко более двух часов.
По свидетельству очевидцев, сослуживших отцу Иоанну, совершение им Божественной литургии не поддается описанию. Оно представляло собой непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную. Все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собой Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили помянуть.
После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Вероятно, многие ночи Батюшка совсем не имел времени спать. Однажды на слова одного петербургского протоиерея: "Вы так утомляетесь, батюшка, совсем не даете себе покоя", отец Иоанн ответил: "На что мне покой, друг мой! Покой наш будет там (он указал на небо), если только заслужим его здесь. Да и может ли пастырь быть покоен, когда еще не все овцы глас его слышат, а некоторые и слышать не хотят, другие же стонут и сами умоляют о помощи. Пастырю ли покоиться, дремать, когда их погибель не дремлет". Так трудиться можно было, конечно, только благодаря сверхъестественной благодатной помощи Божией. Подвиг отца Иоанна имел значение для всей России. Оставаясь по жизни монахом, он стал "белым" священником, чтобы, живя в миру, рядом со столицей, стать миссионером для тысяч маловерных. Примером своей "жизни во Христе" Кронштадтский пастырь зримо являл непреходящую Святую Русь.
Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, "благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего „ Духа Божия". Эти записи составили замечательную книгу, изданную под заглавием "Моя жизнь во Христе". Эта книга, переведенная на несколько языков, стоит в одном ряду с вдохновенными творениями подвижников веры и благочестия. Кроме того, вышло несколько томов проповедей отца Иоанна. Все его сочинения свидетельство того, как жил великий праведник, и сокровищница духовного опыта для всех, желающих идти путем спасения в Православной Церкви.
Отец Иоанн часто путешествовал по различным городам России и везде был желанным гостем. Тысячи людей встречали его, желая получить его благословение, помолиться вместе с ним. Слава его была поистине всенародна: портреты и фотографии Кронштадтского пастыря можно было встретить в крестьянских избах в самых отдаленных краях России. Отец Иоанн был устроителем и благотворителем множества храмов, монастырей и монастырских подворий. Каждый год летом отец Иоанн посещал свою родину Суру. Заботясь о родном крае, он основал здесь женскую обитель во имя святого апостола Иоанна Богослова, воздвиг в Суре благолепный каменный приходской храм, построил здание для церковноприходской школы и многое другое.
Отец Иоанн присутствовал при последних днях и кончине Государя Императора Александра III в Ливадийском дворце в Крыму. Умирая, по принятии Святых Тайн и таинства елеосвящения. Государь просил отца Иоанна положить ему на голову руки, сказав: "Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю не отнимайте их". Так отец Иоанн продолжал держать руки на главе умирающего Императора, пока тот не предал душу Богу.
В то же время отцу Иоанну приходилось терпеть
множество клевет и прямых оскорблений, которыми его осыпала либеральная пресса.
Кронштадтский проповедник неустанно обличал богоотступнические,
антинациональные течения, которые подрывали веру русского народа и расшатывали
государство: "Вы, интеллигенты, оставили небесную мудрость и ухватились в
земную суету, ложь, мираж, мглу непроглядную и будете наказаны собственным
безумием, своими страстями. Вы пренебрегли живою водою, светом животворным,
солью земли и истяжетесь в нетлении своем вечном, не увидите во веки света
Божия, но пребудете во тьме.